ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ЛЮБОВНЫЕ    ПРИКЛЮЧЕНИЯ АНГЕЛОВ НА ЗЕМЛЕ

Мы подходим к одному из наиболее любопыт­ных мест Библии — к месту, вычеркивание которого в кратких руководствах по «свя­щенной истории» лучше всего характеризует беззастенчивость церковников и их искус­ство подтасовывать догматы веры. «Святые» отцы церкви на все лады поют, что Библия есть книга «божественная», что она была написана под непосредственную диктовку самого бога, что все написанное в ней есть сама истина, самая со­вершенная, самая высшая и что эта книга достойна самого искреннего поклонения. Почему же церковники не предо­ставляют верующим возможности знать ее целиком, не ис­ключая ни одного стиха? Ведь эти «священные» книги нужно принимать так, как они есть. Если же вычеркнуть из них те или иные места, потому что они находятся в про­тиворечии с некоторыми пунктами богословских наук, про­возглашенными догматами веры, тогда проще выбросить всю книгу. Она более не священна, а достойна презрения.

Однако, назвав имя Ноя, религиозные проповедники непосредственно переходят к истории с потопом, утверж­дая, что разврат людской прогневил бога и заставил его наслать потоп на всех, за исключением одной семьи, глава которой якобы оставался праведником.

Это не Библия! Она говорит иное. В четырех стихах шестой главы книга «Бытие» указывает, какова была истин­ная причина порчи людей. Господа церковники, вы не имеете права обходить молчанием этот эпизод из вашего «священного писания»! Если он ставит вас в затруднитель­ное положение — тем хуже: не надо было «святому духу» диктовать такие вещи автору «Пятикнижия». Пилюля горька, но «святые» учителя и отцы церкви некогда уже глотали ее; теперь ваша очередь — глотайте и вы!

Пилюля, которую современные богословы стараются не проглотить, а выплюнуть, желая, чтобы она не была никем замечена, состоит из первых стихов шестой главы книги «Бытие».

«Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери;

Тогда сыны божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

И сказал господь (бог): не вечно духу моему быть пре-небрегаемым человеками (сими); потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет,

В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны божий стали входить к дочерям челове­ческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт., гл. 6, ст. 1—4).

Хотя книга «Бытие» не рассказала нам истории сотво­рения ангелов, но вот, однако, уже второй раз она упоми­нает об этих совершеннейших существах: в первый раз это был «херуб», поставленный часовым у ворот Эдема. Полезно в таком случае сказать несколько слов относи­тельно веры в ангелов у древних евреев.

Христиане, взяв свою религию из их верований, просто придумали новые догмы, которых в Библии нет и следа. Так, всецело выдуманной, например, является история с возмущением дьявола Сатаны и поражением его арханге­лом Михаилом. Исследуя здесь Библию преимущественно с точки зрения христианской веры, нельзя пренебречь этим вопросом.

По учениям христианских богословов, в некие времена хозяин небес — бог, по-видимому, сказал себе, что не по­добает ему, всемогущему, ограничиваться созданием только неба и земли. Раз он населил землю, почему не населить и небеса? Ему в свое время надоел хаос. Но еще больше ему надоело одиночество в раю. Так как он был мастер буквально из ничего создавать целые кучи забавных вещей и даже одушевленных существ, то он и создал себе анге­лов, назначением которых было составлять приятное обще­ство для бога лично. Он заказал себе также кресло с гер­бом для председательствования на небесных собраниях. Чтобы развлекать бога, ангелы беспрерывно поют. Будучи сверхъестественными существами, они, конечно, никогда не устают и всегда бывают в голосе.

Но вот один из ангелов, парень, которого церковники прозвали Люцифером-Сатаной, облюбовал для самого себя трон всевышнего и подумал, что невредно было бы ему за­нять председательское кресло вместо его всемогущего создателя. Это преступное побуждение показалось велико­лепной штукой некоторым ангелам, которым, вероятно, на­доели беспрестанные упражнения в пении, и они присоеди­нились к смельчаку, тогда как подавляющее большинство остальных ангелов было против его затеи. Некий Михаил, называемый архангелом, то есть «старший ангел», взял на себя защиту интересов бога. Он принял на себя командо­вание небесным войском и хорошенько всыпал Сатане. Ангел-бунтовщик был низвергнут в ад — в некое подзем­ное «царство», немедленно созданное для него. Туда же свалились его сообщники, а бог снова воссел на своем пред­седательском кресле.

Такова легенда, которую церковники сделали догматом веры для своих трепещущих слушателей, ибо в конце кон­цов этот эпизод служит главным образом для того, чтобы нагонять страх на набожных людей: берегитесь, мол, благочестивые овцы! Если вы не будете подчиняться велениям господ церковников, бы полетите вдогонку дурным анге­лам — прямо в ад.

В древнееврейской Библии, там. где речь идет о дьяволе, то есть в тех ее книгах, которые написаны бесспорно после вавилонского плена (более чем через тысячу лет после вре­мени, к которому относится смерть Моисея), наиболее важ­ный из всех демонов называется Сатаной. Дьяволы же — это просто злые духи, подобные богу и его приближенным. Никакого другого пояснения относительно их не дается. Их отнюдь не представляют бедняжками, изгнанными из небесного рая и прикованными к стенам огненного ада. Так, например, в предании об Иове злой дух Сатана гуляет по небу, расхаживает там, как у себя дома, и даже запросто вступает в споры с богом. Видя, что эти дьяволы из послед­них книг Библии так хорошо себя чувствуют и не стра­дают от адских мук, критики заметили, что это соответ­ствует верованиям халдеев и персов, книги которых восхо­дят к еще более глубокой древности, чем книги евреев. Было сделано заключение, что евреи во время долгого ва­вилонского пленения присоединили к своим верованиям некоторые верования народов, среди которых им пришлось жить. Впрочем, самое имя, которым евреи обозначали глав­нейшего дьявола, носит отпечаток религии халдейской или вавилонской: «сатана» не есть слово еврейское, а халдей­ское и обозначает «ненависть».

Следовательно, бог скрыл от «избранного» им еврей­ского народа не только историю с дворцовым заговором не­которого числа ангелов, но даже и настоящее имя главного бунтовщика. Библия нигде не называет его Люцифером. Это имя ему дали христиане. Но отцы и учителя церкви всячески старались найти какое-нибудь указание относи­тельно Люцифера в Ветхом завете. Ради этого они при­бегли к подтасовке, довольно хорошо обманывающей" ве­рующих, которые сами Библию не читают, а только слу­шают ее в чтении и толковании профессионалов. Подта­совку эту надо вывести на чистую воду, и мы просим читателя извинить нам маленькое, но необходимое откло­нение.

В пророчестве Исайи (гл. 14., ст. 12) идет речь о Люци­фере под его настоящим именем, утверждают богословы и приводят начало стиха, однако фальсифицируя его при помощи латинского перевода Библии.

В этой главе Исайя, фанатически возбужденный евреи разгневанный   тем,   что   вавилоняне   так   долго   держа плену   его   народ,'изливает   свой   патриотический   ГНев   и предсказывает царю вавилонскому,  что  его  царство тоже потерпит крушение и будет обращено в прах.

«Помилует господь иакова,- восклицает Исайя,- и снова возлюбит израиля; и поселит их на земле их... Ты произнесешь победную песнь на царя вавилонского, и ска­жешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! Сокрушил господь жезл нечестивых, скипетр владык,

Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.

А ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опу­скают в каменные рвы,— ты, как попираемый труп,

Не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой; во веки не помянется племя злодеев» (Исайя, гл. 14, ст. 1, 4, 5, 12, 19, 20).

Нужно поистине непостижимое нахальство, чтобы ут­верждать, что здесь Исайя говорит о Люцифере-Сатане. Речь идет, конечно, о царе вавилонском — и только о нем; это — излияние гнева, злобы и угроз по адресу Навуходо­носора — поработителя еврейского народа.

Теперь посмотрим, каким образом «святой» Иероним, переводивший Библию на латинский язык, подделал текст. Пользуясь тем, что Исайя сравнивает царя вавилонского с утренней звездой (планета Венера), имевшей название Хелел (Заря) у евреев и Люцифер (Светоносец) у римлян, он позволил себе так изложить по-латыни первую часть двенадцатого стиха: «Quomodo cecidisti de coelo, Lucifer, qui raane oriebaris» («Как упал ты с неба, Люцифер, ты, который вставал по утрам»).

Подлинный еврейский текст, упоминая имя Хелел, го­ворит о царе вавилонском. Царь сравнивается с утренней звездой — Венерой. А богословы восклицают с торжествен­ным видом: «Падение Люцифера отмечено Библией! Об этом говорит сам Исайя».

Уверенно до наглости! Еще раз скажем: в древних «свя­щенных» книгах евреев нет никаких оснований для ле­генды о возмущении и поражении Люцифера!

Мы возвращаемся к ангелам главы шестой книги «Бы­тие» и снова обращаемся к источникам не менее священ­ным, чем предыдущие, в которых найдем некоторые подробности относительно сожительства этих небожителей с красивыми девушками человеческой породы.

Школьные учебники «священной истории», составлен­ные для обихода простых смертных, не содержат, конечно, ни малейшего намека на приключения,, разоблаченные вышеприведенными четырьмя стихами, но эти четыре стиха не вычеркнуты из Библии. Это еще не все: служители ре­лигии имеют для себя, и только для себя, еще одну книгу, которую они окружают большим почетом, не распростра­няя ее, однако, широко. Это Книга Еноха.

Енох — вы не забыли? — был патриарх, проживший 365 лет, в которого влюбился бог и которого он забрал к себе на небеса «во плоти и в костях», как Юпитер Гани-меда'. Однако, согласно одной легенде, Енох якобы на­писал книгу, которую он, по счастью, не унес с собой в рай. Он завещал ее своему сыну Мафусалу, а Ной захватил драгоценную рукопись с собой в ковчег.

Правда, этой книги Еноха долгое время никто не видел. Утверждают, что во «времена апостолов» (то есть 19 веков назад) она уже имелась, хотя, впрочем, неизвестно где. Доказательство этому находят в Новом завете. Послание апостола Иуды говорит так (ст. 14—15): «о них (грешни­ках.— В. Ш.) пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет господь со тьмами святых ангелов своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними не­честивых...»

Ну, раз «святой апостол» цитирует книгу, значит, он ее знает! И в течение нескольких веков богословы спраши­вали: что сталось с книгой Еноха? Наконец довольно известный путешественник шотландец Яков Брюс нашел эту знаменитую книгу в Абиссинии (Эфиопии). Правду сказать, он просто напал на эфиопскую легенду, ибо в конце концов мало вероятно, чтобы мифический Енох писал свои истории именно на эфиопском языке. Но по­смотрите, как хорошо, в сущности, иметь «божественное провидение», когда занимаешься богословием! Написанная Енохом на языке, господствовавшем до «вавилонского стол­потворения», эта чудесная книга имела счастливую судьбу. Несмотря на то что первобытный язык был столь вне­запно и безвозвратно потерян, она нашла себе древнееврей­ского переводчика. Затем этот еврейский перевод, будто бы известный апостолам и отцам церкви, пропал, как муха. И вдруг опять: какой-то шотландец в конце XVII века находит полный ее список в Абиссинии. Большае вам спосибо, «божественное провидение»! Уще раз спосибо!

Брюс привез свою находку в библиотеку Оксфордского университета, к неслыханной радости богословов. Появи­лись переводы. В 1838 году был издан английский перевод ирландского архиепископа Ричарда Лоуренса2.

Книга Еноха делится на И глав. Во второй главе ее и рассказана история о любви ангелов к человеческим де­вушкам.

«Так как число людей сильно увеличилось, то были у них очень красивые девушки. И самые прекрасные из ангелов полюбили их и были вовлечены через это во многие ошибки. И воодушевились они, и сказали: пойдем на землю и изберем жен себе между красивейшими дочерьми чело­веческими. Тогда Семиазас, которого бог создал князем над самыми блестящими ангелами, сказал им: это намерение прекрасно, но я боюсь, что вы не дерзнете осуществить его, и придется мне одному породить детей от прекрасных дочерей человеческих. И все ответили: клянемся испол­нить намерение наше, и да будем прокляты, если его нару­шим. И соединились они клятвою. И было их двести сперва. И было это во времена, когда жил Иаред, отец Еноха. И отправились они вместе и спустились с небес и взошли на -гору Хермонскую, гору клятв. И вот имена двадцати главнейших между ними: Семиазас, Атаркуф, Арасиел, Хобабиел, Хорамам, Рамиел, Сампсих, Закинел, Балкиел, Азакиел, Фармар, Амариел, Анагемас, Фаузаил, Самиел, Саринас, Евмиел, Тириел, Юмиел, Сариел. Они, и другие, и много других еще взяли женщин в жены в году 1170 по сотворении мира. И от браков этих родились исполины...»

Здесь, конечно, нет никакой речи о бунте против бога: попросту несколько небесных ловеласов, во главе с князем Семиазасом, который не есть ни Люцифер, ни Сатана, отправились в поиски амурных приключений на землю, и больше ничего.

Верно, что, когда их примеру стали следовать многие, бог, видя себя покинутым, начал ворчать. Но он еще долго терпел и не сердился. А насчет причины его великого гнева, который в конце концов разразился, Книга Еноха и книга «Бытие» расходятся. Здесь что-то не ладно. По­смотрим!

Согласно книге «Бытие», в результате ухаживания анге­лов за красивыми земными женщинами люди сделались слишком чувственны. Тут, по-нашему, есть чем заняться богослову. Действительно, сказал бы он, если красивым девушкам игра понравилась и они были так ненасытны, то ангелы, будучи существами сверхъестественными, могли доставлять им удовольствие в сверхъестественной же мере, а это должно было вызвать подражание со стороны простых смертных, их соперников, что последним было не так легко. Но какое дело до этого богу, спросим мы? Не заповедал ли он человечеству плодиться и размно­жаться?

Книга Еноха представляет события в другом свете. Ангелы, сделавшись счастливыми папашами на земле, по­чувствовали интерес к своим детям и оказались совершенно необыкновенными наставниками. Они научили своих детей не только шлифованию драгоценных камней, но также ма­гии и искусству предсказывать будущее по небесным све­тилам. Они и своих любовниц научили великим тайнам. Последствия ясны: барышни — любовницы ангелов и их незаконнорожденные сынки-исполины вскоре возвысились над прочими людьми. Легко сказать! Чего только не на­творишь, если знаешь магию!

«И возрыдала земля и наполнилась криками скорби».

Тронутые такими «страданиями» земли, четверо из ангелов содружества попросили бога положить конец этим бедам. В это самое время господин Азазел — ангел, жена­тый на земной девушке,— поссорился с Семиазасом, на­давал ему тумаков и занял его место предводителя небес­ных гуляк. Бог послал ангела Рафаила побить ангела Аза-зела, и наш Азазел был заключен Рафаилом в пещеру в пустыне Додоел.

И вот бог нашел, что потоп, как ни верти, необходим. Чтобы воспрепятствовать исполинам заниматься магией, он решил утопить весь свет, в том числе и простых людей, ко­торые только страдали от этих колдунов. Но ангелов, кото­рые пошли шататься и бражничать по земле, он отозвал на небеса и приказал впредь вести себя смирно и не блу­дить.

Надо полагать, что именно в эту пору ангелы и сдела­лись бесполыми. Господь бог, чтобы оградить себя от воз­можных новых шалостей с их стороны, вероятно, обязал их расстаться с соответствующими органами, как это делали восточные цари по отношению   к каждому   занимавшему известную должность в его гареме. Совершенно напрас: церковники вычеркивают этот эпизод   из   своих   кратких руководств «священной истории». По крайней мере люди знали бы, почему ангелы стали евнухами.

Этот бедняга Азазел, забытый в пещере, куда его бро­сил Рафаил, конечно, утонул во время всемирного навод­нения. Прольем же слезу над его печальной судьбой!

Скажите после этого, что не перст самого провидения помог найти Книгу Еноха? Она не пропадала у первых хри­стиан; апостол Иуда ее цитирует; некоторые из отцов церкви также говорили об этой книге как о книге весьма известной. Книга Еноха была в почете у христиан до IV века. А позднее, разглядев, что «Енох» подтверждает и хорошо объясняет неприятные четыре стиха шестой книги «Бытие», церковники изъяли ее из Библии.

Видя, как евреи представляли себе ангелов, мы не можем не признать, что христианская церковь внесла в эту теорию значительные поправки. Тем не менее она все-таки при­знает, что еврейский народ был избран богом, и принимает его религиозные книги как «священные» и «непререкае­мые».

Евреи располагали ангелов по иерархической лестнице в 10 ступеней: 1) кадошим, или пресвятые, 2) офамим— быстрые, 3) оралим — сильные, 4) шасмалим — пламенные, 5) серафим — искры, б) малахим — посланцы, 7) элохим — божественные, 8) бен-элохим — дети божий, 9) херувим — ангелы-быки, 10) ищим — одушевленные. Но папа Григо­рий I распределил ангелов совсем по-иному. По его «все-святейшему» велению в христианстве принято распределе­ние ангелов на три степени по три чина в каждой: первая степень — серафимы, херувимы и престолы; вторая сте­пень — ангелы силы, власти и господства и третья степень — ангелы начала, архангелы и просто ангелы. Отсюда видно, как значительна власть папы: иметь право перестраивать небесные ранги — это не шутка.

Христианские церковники утверждают, что евреи не по­нимали своих «священных» книг и что они и до сих пор так и не понимают своей религии, не знают «истинной веры». Подумать только, эти глупые евреи «не догадыва­лись», что их Исайя, нападая на царя вавилонского, их врага, и «предсказывая» ему день разрушения его могуще­ства, имел в виду не падение этого царя, а древнюю легенду о бунте Люцифера против бога! И что за болваны были эти раввины, если они не сумели прочитать этого между строк!

Да и кроме этого, говорят христианские церковники, есть еще немало вещей, которых евреи даже и не подозре­вали в своей Библии.

Например, «троица»! Попробуйте убедить верующего еврея, что он поклоняется одному богу в трех лицах. Вы напрасно потеряете время: он будет смеяться вам в лицо. Он вам ответит, что если бы бог был триедин, то он со­знался бы в этом Моисею, патриархам, пророкам. С Биб­лией в руках он будет утверждать, что ни одно слово в ней не намекает на существование «троицы», которую он счи­тает непонятной, и что, наоборот, «священное писание» представляет личность бога единой и неделимой.

Видя это «убогое недомыслие», христианский богослов снисходительно улыбается и поводит плечами. Ему, ви­дите ли, достаточно двух первых стихов в книге «Бытие», чтобы показать, что «троица» существовала во все времена и что это совершенно ясно. Торжественно он их проци­тирует:

«В начале сотворили элохим небо и землю. Земля же была пуста пустынна («тогу богу»), и тьма была над безд­ной, и дух божий носился над водами».

Таков буквальный перевод еврейского текста.

Вы не видите здесь бога-отца, бога-сына и бога-духа? Действительно, при первом взгляде их что-то незаметно. Но наденьте богословские очки, и вы очень легко разли­чите «троицу». Нашими очками, если вы позволите, будет рассуждение Блаженного Августина в его прелестной книге «De cantico novo» (гл. VII). Нет ничего более убедительного, чем это его рассуждение. Все богословы согласно считают Августина светочем богословия.

Выражение «в начале», которое есть начало времен и ве­щей, означает «бог-сын». Хотите доказательств? Откройте новозаветную книгу «Откровение святого Иоанна Бого­слова», главу третью: Христос называется здесь «началом создания божия» (ст. 14). Откройте Евангелие от

Первый стих книги «Бытие» должен, следовательно, быть прочтен так: «в боге-сыне, который есть начало, бог-отец создал небо и землю».

Вы «увидели» первых двух персонажей «троицы», но вы еще не видите третьего? Минуту терпения! Возьмите, пожалуйста, опять очки «святого» Августина. Третий пер­сонаж — «бог-дух» — находится во втором стихе, в конце: «дух божий носился над водой». Этот «дух» ничего не го­ворит вам? Этот «дух» и есть бог — «святой дух».

Поэтому перевод еврейского текста получается такой: «в боге-сыне, начале всех вещей, бог-отец создал небо и землю; но земля была в хаосе, темнота покрывала ее, и бог-дух носился над водой».

И подумать только, что евреи умудрились не увидеть этого в двух первых стихах их же собственной Библии! Действительно необыкновенное ослепление!

Восторгайтесь «богом-духом», который в эпоху хаоса тратил свое время только на то, чтобы носиться над во­дами. Напрашивается, однако, невольно вопрос: действи­тельно ли «святой дух» есть голубь?

По-нашему, это просто утка!