СОТВОРЕНИЕ МИРА

 

 

На главную

 

 

ГЛАВА   ЧЕТВЕРТАЯ

 

 

СОЗДАНИЕ МИРА
 ЖИВОТНЫХ 
И 
РАСТЕНИЙ

 

 

 

 


                                пластах каменного угля, песчаника, известня­ка или разных пород сланца находятся отпе­чатки окаменевших, давным-давно исчезнув­ших животных и растений. Целые меловые и другие горы составлены из скелетов, чешуи, раковин мельчайших жи­вотных, населявших когда-то моря. По этим и другим остат­кам мы можем изучать прошлое Земли. Каждый слой Земли для науки — это записанная самой природой страница из истории жизни на Земле. Эти каменные страницы, пласты земной коры, пласты дна когда-то бывшего моря, когда-то красовавшихся других лесов, других долин, скелеты и отпе­чатки странных для теперешнего мира животных и расте­ний, то гигантских чудовищ, то мельчайших, видимых под микроскопом (увеличительным прибором) животных,— они не могут лгать, они рассказывают правдивую историю о пережитых тысячелетиях. И самое главное, о чем они учат, это то, что формы животных и растений постоянно изменяются, как изменяется окружающая их природа. Начиная с мель­чайшего, простейшего организма клеточки, животные и растения до самого совершенного человека состав­ляют непрерывную цепь развития. Можно проследить эту цепь, восстановить ее, несмотря на миллионы лет, ведущих к ее началу. И тогда становится совершенно ясно, что Зем­ля существует миллионы, сотни миллионов лет.

Откуда мы это знаем? Какой бог, ангел, пророк открыл это людям? Человек сам, исследуя природу, выпытывая у нее ее «тайны», внедряясь в землю, изучая ее недра, изучая бывшее дно исчезнувших морей и поднятые извержениями вулканов горы, узнал все это. Он узнал, что для одного только выращивания огромных лесов каменноугольного пе­риода и для того, чтобы эти похороненные в Земле леса могли превратиться в тот черный, тяжелый, плотный горючий каменный уголь, который мы теперь добываем из Зем­ли, понадобилось много десятков миллионов лет. На отло­жение огромных слоев ила, глины, песчаников, известняков потребовались еще более значительные промежутки време­ни. А вся Земля старше этих пластов, ибо она когда-то на­ходилась в раскаленном состоянии. Лишь постепенно осты­вая, она в конце концов покрылась твердой корой, на кото­рой зародилась жизнь.

Существует руда, содержащая вещество уран и тесно связанный с ним свинец. Опыты показали, что оба эти ме­талла находятся в определенном процентном соотношении. Следовательно, если в руде найдены уран и свинец, то процентное соотношение этих двух веществ позволяет определить возраст руды. Расчет показал, что этот возраст больше 1600 миллионов лет. Значит, в меньшее время образование твердой земной коры произойти не могло; более вероятно, что возраст Земли гораздо выше. Целый ряд веских сооб­ражений заставляет признать, что наша планета существует больше двух тысяч миллионов лет!

В свете этих цифр ясно, насколько смехотворна цифра в 7445 лет, которую на основании библейской басни о миро-творении называет церковь. Нелепым становится и все другое, что рассказывает религия о «создании» мира и жи­вых существ.

Как же Библия объясняет происхождение животных и растений? На это в Библии существует два ответа. Один ответ — в первой главе книги Бытие (стихи 11—13, 19— 26), а другой — во второй главе (стихи 1—6).

Растительный мир, по Библии, создается тогда, когда еще нет ни Солнца, ни других светил,— на третий день творения. На самом деле без Солнца жизнь на Земле не могла бы существовать.

Происходило это будто бы так:

«И сказал бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее и], дерево плодови­тое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сею­щую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево (плодовитое), приносящее плод, в котором семя по роду его [на земле]. И увидел бог, что это хорошо» (Бытие. 1 : 11—12).

Значит, дело идет здесь только о травах и деревьях. А водоросли (и не всегда зеленые), растущие и не на зем­ле, а мхи, а лишайники, а грибы и другие растения? Об их творении вы ничего не узнаете из Библии.

Объясняется это, конечно, прежде всего тем, что соста­вители Библии плохо знали ботанику и им в голову не при­ходило обезопасить свой сборник басен какими-нибудь правдоподобными фактами. А во-вторых, это объясняется тем, что ведь все это библейское творение мира — с самого начала до конца — выдумка. Подумаешь, чем нас утешает сочинитель Библии: каждое растение производит не какие-нибудь плоды, какие вздумается, а только те, что оно долж­но производить по роду его,— ну, еще бы апельсины роди­лись один год на соснах, а другой — на березах, а на тре­тий — на апельсиновых деревьях, или пшеница — нынче — на осоке, а через год — на тростниковом стебле! А вот факт, что человек сам создает новые и новые формы растений! Если сравнить дикое яблочко с многочисленными сортами яблок, созданными трудом, уходом, наукой человека, то мы сразу же поймем, что мир можно не только изучить, не только понять, но и изменить. Из невзрачных, диких корней человек сумел путем отбора, сортировки, помесей, скрещи­вания, прививки, прищепа, рассады и т. п. создать многие породы растений, прежде не существовавших. Это делал наш знаменитый ученый-садовод Мичурин.

Но человеку хочется знать: если не бог создал травы, деревья, животных, человека, то откуда же они? Кто же их создал?

Многих не удовлетворяет ответ науки: материю, движе­ние, пространство никто не создавал, они существовали вечно. И этих же людей удовлетворяет сказка о носящемся веками в хаосе старике, по слову которого создается жизнь. А наука, нигде, ни в каких небесах, ни на каких планетах, ни в одном клочке земного шара не нашедшая ни малейших следов этого старого бога, говорит: жизнь образовалась, возникла в далекие-далекие времена. Тела живых организ­мов состоят из тех же веществ, из которых состоят звезды, и Солнце, и воздух, и горы, и камни, и моря.

И маленькое, не видимое простым глазом (только в уве­личительный прибор — микроскоп — можно увидеть) одно­клеточное существо (например, амеба), и огромный слон, и дуб столетний — они из тех же веществ, из которых пост­роен весь мир. Соединение частиц этого вещества, движе­ние этих частиц происходило в разное время, в соответст­вующих условиях. В одних условиях, в одной обстановке эти соединения образовали кристаллы минералов, в дру­гих— клеточки живого вещества. В продолжение многих миллионов лет от простейших организмов образовались знакомые нам, ныне существующие растительные и живот­ные формы. Эти формы меняются на наших глазах. Сам человек изменяет их, поскольку он на основе изучения законов развития живых существ становится из слепой силы природы ее властелином, ее организующей силой.

***

На пятый и шестой день творения библейский бог Элогим занялся миром животных. Начинает он прямо с пресмыкающихся и птиц, хотя наукой точно установлено, по древнейшим пластам земной коры, что раньше, чем произо­шли пресмыкающиеся и птицы, существовали более простые по устройству животные.

Пресмыкающиеся появляются только в так называемом каменноугольном периоде истории Земли, а птицы — еще позже. Но какое дело библейскому богу и шарлатанам по­пам до науки о Земле — геологии?! Если Библия противо­речит науке, говорят они, тем хуже для науки! А Библия изображает дело так:

«И сказал бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. (И стало так.) И сотворил бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произ­вела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую, по роду ее. И увидел бог, что это хорошо» (Бытие. 1 : 20—21).

Хорошо ли, плохо ли все это было — об этом мы еще поговорим дальше, а здесь отметим только, что Элогим на­чинает творить животных прежде всего водяных. В стихах 24—25 говорится о гадах. Этот рассказ, как и весь перво­начальный рассказ о первобытном мире, мог возникнуть у народа, жившего около больших водных пространств. Ев­реи, несомненно, заимствовали этот рассказ у других наро­дов, например у вавилонян, которые в свою очередь могли перенять его у других.

Другой рассказ, как мы уже отметили, содержится во второй главе. Там говорится:

«Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда господь бог (Ягве-Элогим.— Ем. Я.) соз­дал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо господь бог не посылал дождя на землю и не было человека для возделания земли... Господь бог об­разовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных... И нарек человек имена всем скотам и птицам не­бесным и всем зверям полевым...» (Бытие. 2 : 4—5, 19—20).

Прочтите всю вторую главу Бытия: вы не найдете в ней ни одного слова о водяных животных. Рассказ в первой главе, совершенно отличный от рассказа во второй главе, был создан при других условиях жизни, в другой обста­новке и, может быть, другим народом даже: его (этот вто­рой рассказ) могли создать только люди, жившие в безвод­ных местах, в степных или гористых, где человек больше всего имеет дело с полевыми животными, полевыми кустар­никами, полевыми травами. Как мы увидим в дальнейшем, оба рассказа о сотворении мира еще более разнятся, когда дело доходит до сотворения человека. Здесь мы подходим к особенно интересному моменту из творческой работы раз­ных богов. Почти все народы создали свои сказания о со­творении человека. Эти сказания во многом сходятся меж­ду собой у разных народов, хотя и не у всех, так как каж­дый народ создавал себе своего собственного бога-творца.

Да, в самом деле: откуда взялся «первый» человек? Кто создал «первого» человека? Об этом — в главе пятой.

На главную