ГЛАВА ПЯТАЯ
ВСЕМИРНЫЙ
ПОТОП
Книга
«Бытие» очень
сдержанна в
описании подробностей
преступлений
и грехов,
совершенных
на земле
потомками
Адама во времена
сожительства
ангелов с
женщинами. Она
говорит
просто:
«И
увидел
господь (бог),
что велико
развращение
человеков на
земле,
и что все мысли
и помышления
сердца их
были зло во
всякое время»
(Быт., гл. 6, ст. 5).
Скажем
прямо:
по-видимому,
потомки
Адама забыли
аккуратно
молиться по
утрам и
вечерам, ибо
ничто так не
злит господа
бога, как неаккуратность
в молитвах.
Да и любой
священник
скажет вам, если
вы этого не
знаете, что
всякий, кто
забывает
молиться,
готов впасть
в любой грех.
«И
раскаялся
господь, что
создал
человека на
земле, и
восскорбел в
сердце своем.
И сказал
господь:
истреблю с
лица земли
человеков,
которых я
сотворил, от
человека до
скотов, и
гадов и птиц
небесных
истреблю: ибо
я раскаялся,
что создал
их» (Быт., гл. 6, ст. 6
— 7).
Раскаяние
бога! Это уж
не так
обыкновенно.
И притом
скорбь
старика была
чересчур
жгучей, ибо
она затмила
ему разум и
заставила
принять
решение об
истреблении
также и всех
животных, ни
в чем не
повинных и
никак не
согрешивших.
Казалось бы,
что самое
простое для бога
— имея в виду
его
всемогущество
— было бы
изменить
людей; но, как
мы увидим, он предпочитает
потопить их.
Это уж — нужно
признаться — не
совсем-таки
по-отечески!
«Ной же
обрел
благодать
пред очами
господа (бога)»
(Быт., гл. 6, ст. 8).
Это
«был человек
праведный и
непорочный в
роде своем» (ст.
9). И вот
бог-отец
пришел к нему
с визитом,
чтобы
предупредить
о
подготовляемой
катастрофе и
дать ему. возможность
спастись.
«И
сказал
(господь) бог
Ною: конец
всякой плоти
пришел пред
лице мое, ибо
земля
наполнилась
от них злодеяниями;
и вот, я
истреблю их с
земли.
Сделай
себе ковчег
из дерева
гофер; отделения
сделай в
ковчеге и
осмоли его
смолою
внутри и снаружи.
И
сделай его
так: длина
ковчега
триста локтей;
ширина его
пятьдесят
локтей, а
высота его
тридцать
локтей.
И
сделай
отверстие в
ковчеге, и в
локоть сведи
его вверху, и
дверь в
ковчег
сделай с боку
его; устрой в
нем нижнее,
второе и
третье
(жилье).
И вот, я
наведу на
землю потоп
водный, чтобы
истребить
всякую плоть,
в которой
есть дух
жизни, под
небесами;
все, что есть
на земле,
лишится
жизни.
Но с
тобою я
поставлю
завет мой, и
войдешь в ковчег
ты, и сыновья
твои, и жена
твоя, и жены
сынов твоих с
тобою.
Введи
также в
ковчег (из
всякого
скота, и из всех
гадов, и) из
всех
животных, и
от всякой
плоти по паре,
чтоб они
остались с
тобою в
живых; мужеского
пола и
женского
пусть они
будут.
Из
(всех) птиц по
роду их, и из
(всех) скотов
по роду их, и
из всех пресмыкающихся
по земле по
роду их, из
всех по паре
войдут к
тебе, чтобы
остались в
живых (с тобою,
мужеского
пола и
женского).
Ты же
возьми себе
всякой пищи,
какою питаются,
и собери к
себе; и будет
она для тебя
и для них
пищею.
И
сделал Ной
все; как
повелел ему
(господь) бог,
так он и
сделал» (Быт.,
гл. 6, ст. 13—22).
Постройка
ковчега
продолжалась
сто лет. Бог
не велел Ною
предупреждать
остальных людей
о
предстоящем.
Следовательно,
надо думать,
патриарх и семья
его хранили
свои
приготовления
в тайне. Люди,
конечно,
должны были
удивляться,
видя, как Ной
посреди поля
строит
громадный корабль
в 300 локтей, что
составляет
приблизительно
150 метров, то
есть длину
порядочного
парохода.
Кое-кто
считал,
вероятно, старика
сумасшедшим
и смеялся над
ним. Но старик
принимал все
шутки без
обиды и
усердно работал.
Эти
сто лет,
потраченные
на постройку
ковчега, не
покажутся
слишком
долгим
сроком, если
вспомнить,
что тысячи
необходимостей,
связанных с
этой постройкой,
Библия
обходит
молчанием.
Так, три сына
Ноя были,
по-видимому,
вынуждены
совершать
очень
длинные путешествия
в различные
страны мира
для того,
чтобы
привезти
оттуда
разных
животных. Так
как надо было
оградить
себя от того,
чтобы в самом
ковчеге не
быть съеденными
львами, тиграми,
крокодилами
и другими
страшными животными,
они должны
были
научиться
искусству
укротителей
и дрессировщиков.
Надо было
также
заготовить
порядочно
продуктов
питания, в
том числе
мяса для
бесчисленных
хищников,
сена, зерна,
плодов и т. п.
Надо
думать, что
дерево, из
которого
ковчег был
сделан, было
из лучших
сортов. Если
бы теперь
кто-нибудь
собрался
потратить
сто лет на
постройку
корабля, то
не нашлось бы
такого
прочного
дерева,
которое не
сгнило бы до
окончания
постройки;
корма распалась
бы в прах,
когда
строился бы
нос, и приходилось
бы
бесконечно
начинать
сначала. Никто
в точности не
знает, что,
собственно, за
дерево было у
Ноя. Библия
называет его
«гофер», но
никто
никогда не
видел такого
дерева.
Когда
ковчег был
закончен, бог
сказал Ною:
«войди ты и
все
семейство
твое в ковчег;
ибо тебя
увидел я
праведным
предо мною в
роде сем» (Быт.,
гл. 7, ст. 1). Продолжение
разговора
доказывает,
что бог забыл
свои первоначальные
указания. Как
мы уже
цитировали,
он предписал
патриарху не
брать с собой
больше чем по
одной паре от
каждого рода
животных. В
последнюю же
минуту «старик»
изменил
программу:
«И
всякого
скота
чистого
возьми по
семи, мужеского
пола и
женского, а
из скота
нечистого по
два,
мужеского
пола и
женского» (Быт.,
гл. 7, ст. 2).
Библия
не указывает,
объяснил ли
бог Ною приметы
этого
разделения
на «чистых» и
на «нечистых».
Однако
другая книга,
приписываемая
Моисею,—
«Левит»
указывает (гл.
11), каких
животных
евреи
считали
«чистыми» и «нечистыми».
Между
четвероногими
«чистые» — это
те, у которых
копыто
разделено и
которые жуют
жвачку.
Верблюд и
заяц, которые
жуют, но у
которых
копыто не
разделено,
считаются
животными
нечистыми;
свинья, у
которой копыто
разделено, но
которая не
жует жвачки,
тоже считается
животным
нечистым. Между
птицами бог
объявил
нечистыми:
орла, коршуна,
сокола,
ворону,
страуса,
сову, чайку,
ястреба,
филина,
лебедя,
пеликана,
цаплю и некоторых
других.
Бог-отец
объявил Ною,
что потоп
начнется через
семь дней3.
Патриарху
надлежало
несколько
подзубрить
естественную
историю,
чтобы знать,
брать ли с
собой двух
или семь
журавлей,
двух или семь
слонов, двух
или семь носорогов,
двух или семь
бегемотов и
т. д.
«Чрез
семь дней
воды потопа
пришли на
землю. В шестисотый
год жизни
Ноевой, во
второй месяц,
в семнадцатый
(27) день месяца, в сей
день
разверзлись
все
источники
великой
бездны, и
окна
небесные
отворились» (Быт.,
гл. 7, ст. 10-11).
Отсюда
ясно, что
«святой дух»
поддерживает
уверенность
в
существовании
большого
водоема по ту
сторону
небес,
опоражнивающегося
посредством
особого рода
шлюзов.
«И
лился на
землю дождь
сорок дней и
сорок ночей.
В сей
самый день
вошел в
ковчег Ной, и
Сим, Хам и
Иафет,
сыновья
Ноевы, и жена
Ноева, и три жены
сынов его с
ними.
Они, и
все звери
(земли) по
роду их, и
всякий скот
по роду его, и
все гады,
пресмыкающиеся
по земле, по роду
их, и все
летающие по
роду их, все
птицы, все
крылатые» (Быт.,
гл. 7, ст. 12-14).
Что за
ковчег, что
за ковчег!
Если сложить
все сроки,
указанные в
этой и
следующих
главах, то
окажется, что
Ной, его
семья и все
животные,
спасенные им,
пробыли в
ковчеге 393 дня.
Богословы не
говорят,
каким
образом восемь
человек
могли более
года кормить
и поить весь
этот
зоологический
сад и содержать
загоны в
чистоте. Надо было
также
подумать о
приплоде!
Сколько мяса
требовалось!
Какое
необыкновенное
количество
продовольствия!
Какая
необыкновенная
работа для
Ноя, его жены,
сыновей и
невесток по очистке
ковчега от
навоза!
Бог
самолично
закрыл двери
«ковчега»: «и
затворил
господь (бог)
за ним
(ковчег)» (Быт.,
гл. 7, ст. 16).
Когда
судно
поплыло, вода
усилилась
«чрезвычайно,
так что
покрылись
все высокие
горы, какие
есть под всем
небом. На
пятнадцать
локтей
поднялась
над ними
вода» (Быт., гл. 7, ст.
19-20).
Трудно
себе
составить
точное
представление
об этом
количестве
воды, особенно
если принять
во внимание,
что самая большая
известная
нам глубина в
Тихом океане
(Марианская
впадина)
превышает 11 километров,
а самая высокая
гора на
земном шаре — Джомолунгму
(Эверест) в Гималаях
— имеет
вершину в 8880 метров
над уровнем
моря.
«И
лишилась
жизни всякая
плоть,
движущаяся по
земле, и
птицы, и
скоты, и
звери, и все
гады, ползающие
по земле, и
все люди;
Все,
что имело
дыхание духа
жизни в
ноздрях своих
на суше,
умерло.
Истребилось
всякое
существо,
которое было
на поверхности
(всей) земли;
от человека
до скота, и
гадов, и птиц
небесных, все
истребилось
с земли — остался
только Ной, и
что было с
ним в
ковчеге.
Вода
же
усиливалась
на земле сто
пятьдесят
дней» (Быт., гл. 7, ст.
21-24).
Только
одни
счастливые
рыбы
беспечно плавали
в разбушевавшейся
пучине!
Однако
все имеет
конец:
«И
вспомнил бог
о Ное, и о всех
зверях, и о
всех скотах,
(и о всех
птицах, и о
всех гадах
пресмыкающихся,)
бывших с ним
в ковчеге; и
навел бог ветер
на землю, и
воды
остановились.
И
закрылись
источники
бездны и окна
небесные, и
перестал
дождь с неба.
Вода
же
постепенно
возвращалась
с земли, и стала
убывать вода
по окончании
ста
пятидесяти
дней.
И
остановился
ковчег в
седьмом
месяце, в семнадцатый
день месяца,
на горах
Араратских.
Вода
постоянно
убывала до
десятого
месяца; в
первый день
десятого
месяца показались
верхи гор» (Быт.,
гл. 8, ст. 1-5).
Сколько
здесь
неожиданных
чудес в этих
нескольких
строках!
Во-первых, мы
имеем удовольствие
возобновить
наше
знакомство с
этим
приятным
«ветром
божиим», у которого
больше не
было никакой
работы со
времени
прекращения
хаоса и
который
комментаторы
отождествляют
с «духом
божиим». «В
начале», как
сказано в
Библии, он
попросту
«носился над
водами».
Однако
теперь, чтобы
осушить воды
потопа,
«бог-отец»
выпустил
упомянутого
выше «святого
духа» («ветер
божий»),
которого «писание»
представляет
нам в виде
«божественного
голубя» (или,
если хотите,
божественной
утки) и возлагает
на него совершенно
непостижимую
задачу — осушение
мирового
потопа.
Впрочем,
было
совершенно
необходимо,
чтобы
вмешался
кто-нибудь из
членов «пресвятой
троицы»,
иначе
никакой
обычный
ветер никогда
не осушил бы
такого
небывалого
количества
воды. Раз
уровень воды
при потопе был
на пятнадцать
локтей выше
самых
высоких гор
на земле,
получается,
по некоторым
вычислениям,
что всего
воды набралось
примерно в
количестве
двенадцати
мировых
океанов,
нагроможденных
один на другой.
Потоп можно
считать
самым
необыкновенным
из чудес,
произведенных
богом, потому
что, создав
эти новые
необозримые
океаны (что
уже не малый фокус
сам по себе),
он затем
уничтожил их
одним только
своим
дуновением.
Какие,
значит, легкие
у этого
«голубя»!
Другое
чудо, которое
также не
может пройти незамеченным:
на
семнадцатый
день
седьмого
месяца Ноев
ковчег
остановился
на вершине
горы Арарат, высота
которой 5156 метров;
а горы более
высокие, чем
Арарат, как,
например, 14 вершин
в Гималаях,
имеющих
высоты более 8000
метров, и
другие
вершины (в
Южной
Америке, Африке)
показались в
первый день
десятого месяца,
то есть шесть
недель
спустя.
Совершенно
удивительное
чудо!
Библейское
повествование
о конце
потопа заключает,
кроме того,
еще и
наивнейшую
историю с
вороном и с
голубем, но
она не
представляет
никакого интереса.
Ной выпустил
сначала
«ворона»,
который
«отлетал и прилетал,
пока
осушилась
земля от
воды». Затем
он «выпустил
голубя»,
который «не
нашел места
покоя для ног
своих и
возвратился
к нему в
ковчег».
Снова выпустил
он его через
семь дней, и
на сей раз
голубь
возвратился,
держа в клюве
масличную
ветвь. Ной
догадался,
что «вода
сошла с земли».
Патриарху,
сообщает
Библия,
«стукнуло» тогда
601 год.
Бог
сказал ему,
что пора
выходить.
Выгрузка животных
прошла,
вероятно, в
образцовом
порядке.
Кроме того,
надо думать
(хотя Библия этого
и не говорит),
что соленая
вода тут же отделилась
от воды пресной
(новое чудо!),
дабы реки,
озера и моря
могли бы
снова войти в
свои русла,
как это было
раньше. Рыбы
же снова
возвратились
в свои воды
соответственно
потребностям
своей натуры.
«И
устроил Ной
жертвенник
господу; и
взял из
всякого
скота
чистого и из
всех птиц
чистых, и
принес во
всесожжение
на
жертвеннике.
И
обонял
господь
приятное
благоухание,
и сказал господь
(бог) в сердце
своем: не
буду больше
проклинать
землю за
человека,
потому что
помышление
сердца
человеческого
— зло от
юности его; и
не буду больше
поражать
всего
живущего, как
я сделал» (Быт.,
гл. 8, ст. 20—21).
При
этом старик
бог удостоил
Ноя и его
детей благословения
по первому
классу и
позволил им впредь
питаться и
всякой
другой пищей,
помимо
злаков.
«И
благословил
бог Ноя и
сынов его, и
сказал им:
плодитесь и
размножайтесь,
и наполняйте
землю (и обладайте
ею).
Да
страшатся и
да трепещут
вас все звери
земные, (и
весь скот
земной,) и все
птицы небесные,
все, что движется
на земле, и
все рыбы
морские; в
ваши руки отданы
они.
Все
движущееся,
что живет,
будет вам в
пищу; как зелень
травную даю
вам все.
Только
плоти с душею
ее, с кровью
ее, не ешьте.
Я
взыщу и вашу
кровь, в
которой жизнь
ваша, взыщу
ее от всякого
зверя, взыщу
также душу
человека от
руки
человека, от
руки брата
его.
Кто
прольет
кровь
человеческую,
того кровь
прольется
рукою
человека: ибо
человек
создан по образу
божию» (Быт.,
гл. 9, ст. 1—6).
Из
изложенного
следует, что
животные
имеют душу и
что душа эта
живет в
крови.
Господь бог
как будто не
выносит и
человекоубийства.
Но библейский
бог часто
заговаривается,
и мы еще
увидим, как
он яростно толкает
евреев на
убийства. При
этом все-таки
будет
казаться,
будто его
избранный
народ совсем
не проливает
человеческой
крови.
Однако
раз «старик»
принял
обязательство
не топить
больше людей,
то под
сделкой
нужна была
подпись. Божественной
подписью
явилась
радуга, впервые
пущенная в
ход в этот
знаменательный
день.
«Я
полагаю
радугу мою в
облаке,—
сказал бог,— чтоб
она была
знамением
(вечного)
завета между
мною и между
землею.
И
будет, когда
я наведу
облако на
землю, то
явится радуга
(моя) в облаке;
И я
вспомню
завет мой,
который
между мною и между
вами, и между
всякою душею
живою во всякой
плоти» (Быт.,
гл. 9, ст. 13-15).
Предосторожность
была не
лишней, ибо и
богу не следует
особенно полагаться
на свою
память!
Заметим,
кстати, что
«священный»
текст
говорит: «моя
радуга», «я полагаю
радугу». Это
все ясно
указывает,
что до того
времени никакой
радуги не
было. А так
как радуга
образуется
путем
преломления
и отражения
солнечных
лучей в каплях
воды, то ясно,
что в течение
веков, прошедших
между
временем
создания
мира и потопом,
дождевое
орошение не
практиковалось
вовсе;
деревья и
растения
росли сами по
себе, и либо
им было
достаточно
пота, катившегося
с чела человеческого,
либо еще этот
бродяга Каин,
который
строил
города,
провел по
всему
земному шару
сеть
искусственного
орошения.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
ПРАВЕДНЫЙ
НОЙ И
БЛАГОСЛОВЕННОЕ
БОГОМ ЕГО ПОТОМСТВО
стория
потопа
дополняется
двумя
интересными
эпизодами:
пьянством
Ноя и
«вавилонской
башней».
«Ной
начал
возделывать
землю, и
насадил виноградник.
и
выпил он
вина, и
опьянел, и лежал
обнаженным
в шатре
своем.
И
увидел Хам, отец
Ханаана,
наготу отца
своего, и
выйдя рассказал
двум братьям
своим.
Сим же
и Иафет взяли
одежду, и,
положив ее на
плечи свои,
пошли задом,
и покрыли
наготу отца
своего; лица
их были
обращены
назад, и они
не видали
наготы отца
своего» (Быт.,
гл. 9, ст. 20—23).
Итак,
Сим и Иафет
вели себя
почтительно,
как подобает
добрым
сыновьям,
увидевшим
отца пьяным.
Хам,
наоборот,
поступил как
хам, и,
конечно,
проклятие не
заставило
себя долго
ждать; но
посмотрите, на
кого оно
пало.
«Ной
проспался от
вина своего,
и узнал, что сделал
над ним
меньший сын
его;
И
сказал:
проклят
Ханаан; раб
рабов будет
он у братьев
своих.
Потом
сказал:
благословен
господь бог
Симов; Ханаан
же будет
рабом ему.
Да
распространит
бог Иафета; и
да вселится он
в шатрах
Симовых;
Ханаан же
будет рабом
ему» (Быт., гл. 9, ст.
24-27).
Так
был проклят
молодой
Ханаан, хотя
он-то отнюдь
не издевался
над своим
дедом. Нужно
думать, что
Ной еще
недостаточно
«проспался от
вина своего»,
когда
произносил
проклятие.
Тем не менее
оно было
утверждено
господом
богом.
Богословы
сходятся в
мнении, что
Ной отдал Азию
Симу, Европу — Иафету,
а Африку — Хаму.
Ханаан и Хам
породили негров
и негроидов.
Поэтому-де их
потомки и должны
были стать
рабами
европейцев 2.
Каким
образом три
сына Ноя,
рожденные от
одного отца и
одной матери,
69
могли
стать
родоначальниками
трех различных
рас? Надо,
однако,
преклониться
перед богом и
его «святым
писанием» и
считать, что
от Сима
происходят
желтолицые
азиаты, от
Иафета — белокожие
европейцы, а
от Хама и
Ханаана — чернокожие
африканцы.
Тогда от кого
же происходят
американские
краснокожие?
«Святой дух»
забыл сказать
об этом
автору книги
«Бытие», либо
же надо
допустить,
что
американские
ацтеки и
могикане не
имели отца.
Перейдем
теперь к
рассмотрению
знаменитого
вавилонского
столпотворения.
«На
всей земле
был один язык
и одно
наречие.
Двинувшись
с востока,
они нашли в
земле Сеннаар
равнину, и
поселились
там.
И
сказали друг
другу:
наделаем
кирпичей, и обожжем
огнем. И
стали у них
кирпичи
вместо камней,
а земляная
смола вместо
извести.
И
сказали они:
построим
себе город и
башню, высотою
до небес...
И
сошел
господь
посмотреть
город и
башню, которые
строили сыны
человеческие.
И
сказал
господь: вот,
один народ, и
один у всех
язык; и вот
что начали
они делать, и
не отстанут
они от того,
что задумали
делать.
Сойдем
же, и смешаем 3
там язык их,
так чтобы
один не
понимал речи другого.
И
рассеял их
господь
оттуда по
всей земле; и
они перестали
строить
город (и
башню).
Посему
дано ему имя:
Вавилон; ибо
там смешал
господь язык
всей земли, и
оттуда
рассеял их господь
по всей
земле» (Быт.,
гл. 11, ст. 1—9).
Некоторые
богословы с
самодовольной
уверенностью
утверждали,
что
«вавилонская
башня» к
моменту ее
разрушения
богом
достигала
полутора
километров,
то есть что
она была раз
в десять выше
самой
большой
египетской
пирамиды — пирамиды
Хеопса (147 метров).
Однако пирамиды
сохранились,
а от
грандиозного
строения, которое
называется
вавилонской
башней, не осталось
ничего. Для
высоты в 1500 метров
нужен был и
необыкновенно
большой
фундамент.
Каким
образом
могла исчезнуть
такая громадная
постройка?
Автор книги
«Бытие» забыл это
отметить.
И еще: в
то время,
согласно самой
Библии, не
могло быть ни
достаточного
количества
людей, ни
искусства,
ко-
70
торого
требовало
столь
значительное
мероприятие.
Надо
смотреть на
эту историю
именно как на
величайшее
религиозное
«чудо»!
Не
меньшим
чудом
является
неожиданное
нарождение
многих
языков и
наречий.
«Комментаторы,—
говорит Вольтер,—
искали, какие
языки
родились от
этого расселения
народов, но
они никогда
не обращали
внимания ни
на один из
древних
языков, на
которых
говорят люди
на пространстве
от Индии до
Японии. Было
бы любопытно
сосчитать, на
каком
количестве
разных
наречий
говорит ныне
земной
«И
увидел Хам,
отец Ханаана,
наготу отца
своего» (Быт.,
гл. 9, ст. 22).
шар. В
отношении
Америки мы
знаем больше 300,
на нашем
материке — больше
3000 наречий.
Каждая
китайская
провинция
имеет свой
местный язык.
Население
Пекина плохо
понимает
жителей
Кантона, и
индус с берегов
Малабара не
понимает
индуса из Бенареса.
Впрочем, все
население
земли и не подозревало
о чудесах с
«вавилонской
башней»; о них
знали только
древнееврейские
писатели».
Вызывает
наивысшую
степень
изумления тот
факт, что
великие
исторические
события, положенные
Библией в основу
зарождения
человечества,
совершенно
неизвестны
никакому
другому
народу. Еще
понятно, если
греки,
римляне,
египтяне,
халдеи,
персы, индусы,
китайцы не
знали Гедеона,
Самсона или
еще
какого-нибудь
чисто еврейского
71
племенного
героя. Но
если этим
народам неизвестны
имена даже
Адама и Ноя,—
это уже другое
дело.
Раз
библейский
потоп
уничтожил
все земное и
Ной явился
восстановителем
человеческого
рода, этот
патриарх
должен был
быть известен
историкам
всех народов.
Каким образом
имена Адама и
Евы, Каина и
Авеля, Еноха
и Мафу-сала,
Ламеха, Ноя,
Сима, Хама и
Иафета не
были
занесены на
все
пергаменты и
фигурируют
только в
книгах
малочисленного
еврейского
народа — кочевого
народа
первобытной
культуры? Когда
ветераны
большого
потопного
плавания
расселились
в разных
местах земли
и положили
начало новым
народам, они
странным
образом
забыли все: и
как бог
сотворил «небо
и землю», и как
жили в раю
первые люди.
Забыли даже
имена первых
людей.
Запомнили все
это только
одни евреи, а
уже от них
получили
библейские
сказки
другие
народы. Даже
заслуга
разведения
винограда не
могла спасти
Ноя от
всеобщего
забвения, ибо
громадное
число людей
изобретателем
вина почитало
Бахуса 4.
Что
касается
потопа, то
критики
согласны видеть
в нем местную
вполне
естественную
катастрофу и
утверждают,
что могло
быть немало и
других
наводнений
такого рода.
И у древних
греков,
например,
существовал
миф о
Девка-лионе 5.
Если
бы потоп был
всемирный,
дерзают
утверждать
критики, имя
Ноя было бы
также
всемирно, а
имена
Девка-лиона и
Утнапиштима —
героя
халдейской
легенды — были
бы забыты. И
еще:
удивительно, что
Гесиод и
Гомер ни словом
не упоминают
ни об Адаме,
ни о Ное, из
коих один был
отцом, а
другой
спасителем
человеческого
рода.
Такое
молчание
беспримерно,
ибо нельзя же
действительно
допустить,
чтобы
«божественный
голубь»
оказался
таким
мистификатором
и дал бы
первому
человеку, а
также и
спасителю
утопавшего
человечества
совершенно случайные,
вымышленные
имена,
ставшие
известными
только из
Библии.
ГЛАВА
СЕДЬМАЯ
ПРАВЕДНОЕ
ЖИТИЕ ИЖЕ ВО
СВЯТЫХ
ПАТРИАРХА АВРААМА
итатель,
вероятно,
помнит божье
постановление
о том, чтобы
жизнь
человеческая
не превышала
120 лет (Быт., гл. 6, ст.
3). Несмотря на
категоричность
этого божьего
постановления,
Сим решил
прожить 600 лет (Быт.,
гл. 11, ст. 10-11), Арфаксад-438
лет (ст. 12-13), Сала
—433 года (ст. 14—15), Евер
— 464 года (ст. 16—17), Фалек
и Рагав — каждый
по 239 лет (ст. 18-21), Серух
- 230 лет (ст. 22-23), Нахор
-148 лет (ст. 24—25), Фарра
— 205 лет (ст. 32). Эти
восемь
потомков
Сима
приводят нас
к Аврааму, на
долю
которого
выпала
удивительно
обширная
роль в сказаниях
о жизни
еврейского
народа.
Библия
не говорит,
почему
богу-отцу
неожиданно
полюбился
этот Авраам,
сначала
именовавшийся
просто
Аврамом (с
одним «а»). Он
покойно проживал
в стране
Харан, когда
в одно
прекрасное
утро к нему
явился бог и
приказал
укладывать
чемоданы.
«И
сказал
господь
Авраму: пойди
из земли твоей,
от родства
твоего и из
дома отца
твоего, (и иди)
в землю, которую
я укажу тебе.
И я
произведу от
тебя великий
народ, и
благословлю
тебя, и
возвеличу
имя твое; и
будешь ты в
благословение.
Я благословлю
благословляющих
тебя, и
злословящих
тебя
прокляну; и
благословятся в тебе
все племена
земные» (Быт.,
гл. 12, ст. 1—3).
Несмотря
на свои 75 лет,
Аврам был
настолько
доверчив,
что не
потребовал
никакого
объяснения
этому удивительному
предложению.
Он собрал
пожитки и
пустился в
путь, даже не
зная, куда
именно. За
ним
последовала
его жена
Сара,
племянник
Лот с женой и
несколько
слуг.
Каравану
предстояло
проделать
путь в несколько
сот
километров,
раньше чем
попасть в
землю
Ханаанскую.
Эту именно
землю бог
непременно
хотел
показать Авраму,
исполняя
свое
обещание о
том, что она будет
принадлежать
73его
потомству.
Наши
путешественники
долго
тащились по
песчаным
равнинам,
лишенным растительности.
Чтобы подбодрить
самого себя и
поднять свою
веру, кочевой
патриарх
воздвиг
алтарь
посреди пустыни
и стал молить
бога привести
его поскорее
к месту
назначения,
ибо долгий
путь,
очевидно,
достаточно-таки
отозвался на
его старых
ногах.
Пройдя
землю
Ханаанскую и
другие земли,
караван направился
к югу и, наконец,
добрался до
Египта '.
«Когда
же он
приближался
к Египту, то
сказал Саре,
жене своей:
вот, я знаю,
что ты
женщина, прекрасная
видом;
«Когда
египтяне
увидят тебя, то
скажут: «это жена его»; и
убьют
меня, а тебя
оставят в
живых. Скажи
же, что ты кне
сестра,
дабы
мне хорошо
было ради
тебя» (Быт., гл. 12, ст.
12—13).
И
когда
египтяне
увидят тебя,
то скажут: «это
жена его»; и
убьют меня, а
тебя оставят
в живых.
Скажи
же, что ты мне
сестра, дабы
мне хорошо было
ради тебя, и
дабы жива была
душа моя чрез
тебя.
И было,
когда пришел
Аврам в
Египет,
египтяне увидели,
что она
женщина
весьма
красивая;
Увидели
ее и вельможи
фараоновы, и
похвалили ее
фараону; и
взята была
она в дом
фараонов. ,
И
Авраму
хорошо было
ради ее; и был
у него мелкий
и крупный
скот, и ослы, и
рабы, и
рабыни, и
лошаки и верблюды»
(Быт., гл. 12, ст. 11—16).
74
Это,
конечно,
благочестиво-назидательное
приключение:
«священное
писание» ни
словом не
осуждает
праотца-альфонса
2. Некоторые
толкователи
строго
осудили поведение
Аврама, но
зато святой
Августин
взял этого
патриарха
под свою
защиту3.
Заметим
мимоходом,
что Саре было
тогда 65 лет: ни
эти годы, ни
долгое
путешествие
по пустыне,
конечно,
нисколько не
уменьшили ее
красоты. Это,
понятно,
очередное
религиозное
«чудо».
Позднее,
когда ей
будет 90 лет, мы
увидим ее
похищенной
еще одним
царем, и все
из-за той же
удивительной
красоты.
Только
фараон
забрал себе
прелестную
старушку и собрался
наставить
рога ее мужу,
как вдруг всевидящее
око господа
бога
заметило то,
что происходило
в гареме его
величества
«царя египетского»:
«Господь
поразил
тяжкими
ударами
фараона и дом
его за Сару,
жену
Аврамову.
И
призвал
фараон
Аврама, и
сказал: что
ты это сделал
со мною? для
чего не
сказал мне,
что она жена
твоя?
Для
чего ты
сказал: «она
сестра моя?» и
я взял было
ее себе в
жену. И теперь
вот жена
твоя; возьми
(ее) и пойди.
И дал о
нем фараон
повеление
людям, и
проводили
его, и жену
его, и все, что
у него было, (и
Лота с ним)» (Быт.,
гл. 12, ст. 17-20).
Наш
Аврам опять в
дороге.
Теперь, однако,
он был «очень
богат скотом,
и серебром, и
золотом» (Быт.,
гл. 13, ст. 2). Это
понятно, ибо
он, конечно,
ничего не
вернул фараону
из того, что
получил за
торговлю
женой.
«И
продолжал он
переходы
свои от юга
до Вефиля, до
места, где
прежде был
шатер его
между
Вефилем и
между Гаем» (Быт.,
гл. 13, ст. 3).
Во
время этого
нового
скитания
произошла ссора
между
пастухами
Аврама и
Лота. Дядя и племянник
разделили
богатства,
продолжая,
однако,
хранить
самую тесную
дружбу. Аврам
решил
поселиться в
земле Ханаанской,
в то время
как Лот
спустился в
долину Иорданскую
и поселился
в Содоме, где
и «раскинул
шатры».
Немного
спустя
некоторые
цари, в том
числе и царь
содомский,
затеяли
между собой
войну. В
драке Лот был
взят в плен.
Дядя Аврам,
который за это
время еще раз
переменил
местожительство
и перенес
шатры свои в
Хеврон, узнал
здесь эту
печальную
для него
новость. Священное
негодование
наполнило
его сердце, и
он решил вызволить
75своего
родственника.
Тут-то и
обнаружилось,
на что был
способен
патриарх.
Этот кочевник,
не имевший ни
пяди своей
земли, держал,
как
оказывается,
громадное
число слуг: в
Библии
говорится,
что он
вооружил из
них 318 человек
и с этой
кучкой слуг
искрошил в
куски «армии»
четырех
самых
могущественных
царей этой
страны:
Амрафела — царя
сеннаарского,
Ариоха — царя
элласарского,
Кедорлао-мера
— царя
эламского и
Фидала — царя
гоимского.
Ничего себе
успех! Победа
была такова,
что он
«преследовал неприятелей
до Дана
(которого,
кстати
сказать, в
это время еще
не было.— А.
Таксилъ] и,
разделившись,
напал на них
ночью, сам и
рабы его, и
поразил их, и
преследовал...
И возвратил
все
имущество и
Лота,
сродника
своего, и
имущество
его
возвратил,
также и
женщин и
народ» (Быт.,
гл. 14, ст. 14-16).
Годы
текли, и
Аврам все
более и более
беспокоился.
Он спрашивал
себя, каким
же образом у
него может
быть
потомство?
Когда
исполнится
божественное
обещание, в
силу
которого он
должен стать
отцом
великого
народа?
«После
сих
происшествий
было слово
господа к
Авраму п
видении
(ночью), и
сказано: не
бойся, Аврам; я
твой щит;
награда твоя
(будет)
весьма велика.
Аврам
сказал:
владыка
господи! что
ты дашь мне? я
остаюсь
бездетным;
распорядитель
в доме моем
этот Ели-езер
из Дамаска.
И
сказал Аврам:
вот, ты не дал
мне
потомства, и
вот,
домочадец
мой
наследник
мой.
И было
слово
господа к
нему, и
сказано: не
будет он
твоим
наследником;
но тот, кто
произойдет из
чресл твоих,
будет твоим
наследником.
И
вывел его
вон, и сказал
(ему):
посмотри на
небо, и
сосчитай
звезды, если
ты можешь
счесть их. И
сказал ему:
столько
будет у тебя
потомков» 4 (Быт.,
гл. 15, ст. 1—5).
Аврам
поверил
господу и
решил ждать
еще. «Но Сара,
жена
Аврамова, не
рождала ему.
У ней была
служанка
египтянка,
именем Агарь.
И сказала
Сара Авраму:
вот, господь
заключил
чрево мое,
чтобы мне не
рождать;
войди же к
служанке
моей: может
быть, я буду
иметь детей
от нее. Аврам
послушался
слов Сары» (Быт.,
гл. 16, ст. 1-2).
Это
значит, что
она
усыновила бы
дитя своей служанки.
Согласно
восточному
обычаю, отец
или мать
кладут
ребенка к
себе на
колени. Это и
служит обрядом
усыновления.
76
«И
взяла Сара,
жена
Аврамова,
служанку
свою, египтянку
Агарь, по
истечении
десяти лет
пребывания
Аврамова в
земле
Ханаанской, и
дала ее
Авраму, мужу
своему, в
жену.
Он
вошел к
Агари, и она
зачала.
Увидев же,
что зачала,
она стала
презирать
госпожу свою.
И
сказала Сара
Авраму: в
обиде моей ты
виновен; я отдала
служанку мою
в недро твое;
а она, увидев,
что зачала,
стала
презирать
меня; господь
пусть будет
судьею между
мною и между
тобою.
Аврам
сказал Саре:
вот, служанка
твоя в твоих
руках; делай
с нею, что
тебе угодно.
И Сара стала
притеснять
ее, и она
убежала от
нее» (Быт., гл. 16, ст.
3 — 6).
Не
правда ли,
как
божественно
благочестива
и нравственно
поучительна
эта жизнь
«святого праотца»?
По
счастью,
ангел
встретил
Агарь в
пустыне и ободрил
ее.
«Возвратись
к госпоже
своей,—
сказал ангел
господень,— и
покорись ей...
Умножая
умножу потомство
твое, так что
нельзя будет
и счесть его
от множества 5...
И родишь
сына, и
наречешь ему
имя: Измаил;
ибо услышал
господь
страдание
твое» (Быт., гл. 16, ст.
9 — 11).
«Аврам
был
девяноста
девяти лет, и
господь явился
Авраму и
сказал ему: я
бог
всемогущий;
ходи предо
мною и будь
непорочен;
И
поставлю
завет мой
между мною и
тобою, и весьма,
весьма
размножу
тебя.
И пал
Аврам на лице
свое. Бог
продолжал говорить
с ним, и
сказал:
Я — вот
завет мой с
тобою: ты
будешь отцом
множества
народов.
И не
будешь ты
больше
называться
Аврамом; но
будет тебе
имя: Авраам,
ибо я сделаю
тебя отцом
множества народов.
И
весьма,
весьма
распложу
тебя, и
произведу от
тебя народы,
и цари
произойдут
от тебя.
И
поставлю
завет мой
между мною и
тобою и между
потомками
твоими после
тебя в роды
их, завет
вечный в том,
что я буду
богом твоим и
потомков
твоих после
тебя.
И дам
тебе и
потомкам
твоим после
тебя землю,
по которой ты
странствуешь,
всю землю
Ханаанскую,
во владение
вечное; и
буду им
богом.
77И
сказал бог
Аврааму: ты
же соблюди
завет мой, ты
и потомки
твои после
тебя в роды
их.
Сей
есть завет
мой, который
вы должны соблюдать
между мною и
между вами и
между потомками
твоими после
тебя (в роды
их): да будет у
вас обрезан
весь мужеский
пол.
Обрезывайте
крайнюю
плоть вашу: и
сие будет
знамением
завета между
мною и вами.
Восьми
дней от
рождения да
будет
обрезан у вас
в роды ваши
всякий младенец
мужеского
пола,
рожденный в
доме и купленный
за серебро у
какого-нибудь
иноплеменника,
который не от
твоего
семени.
Непременно
да будет
обрезан
рожденный в доме
твоем и
купленный за
серебро твое,
и будет завет
мой на теле
вашем
заветом
вечным.
Необрезанный
же мужеского
пола, который
не обрежет
крайней
плоти своей
(в восьмый
день), истребится
душа та из
народа
своего; ибо он
нарушил
завет мой.
И
сказал бог
Аврааму:
Сару, жену
твою, не называй
Сарою; но да
будет имя ей:
Сарра.
Я
благословлю
ее и дам тебе
от нее сына;
благословлю
ее, и произойдут
от нее
народы, и
цари народов
произойдут
от нее.
И пал
Авраам на
лице свое, и
рассмеялся, и
сказал сам в
себе: неужели
от
столетнего
будет сын? и
Сарра, девяностолетняя,
неужели
родит?
И
сказал
Авраам богу:
о, хотя бы
Измаил был жив
пред лицем
твоим!
Бог же
сказал
(Аврааму):
именно Сарра,
жена твоя,
родит тебе
сына, и ты
наречешь ему
имя: Исаак; и
поставлю
завет мой с
ним заветом
вечным (в том,
что я буду
богом ему и)
потомству его
после него.
И о
Измаиле я
услышал тебя:
вот, я
благословлю
его, и возращу
его, и весьма,
весьма
размножу;
двенадцать
князей
родятся от
него; и я
произведу от него
великий
народ.
Но
завет мой
поставлю с
Исааком,
которого родит
тебе Сарра в
сие самое
время на
другой год.
И бог
перестал
говорить с
Авраамом; и
восшел от
него» (Быт., гл. 17, ст.
1-22).
Нельзя
читать без
глубочайшего
благоговения
это описание
явления
вездесушего
бога Аврааму.
Автор этого
описания,
конечно, был
вдохновлен
на это «святым
духом»!
Церковникам
незачем
стараться доказывать
это, ибо
мысль
73
божия
достигает
здесь таких
высот,
которых ни
один простой
смертный
никогда не
мог бы
достигнуть.
Никогда не
пришло бы в
голову
Александру Македонскому,
например,
когда он
заключал союз
с индийскими
царями,
предложить
им обрезаться
и обрезать
всех своих
подданных в
знак неразрывной
дружбы. И
когда в
Тильзите
Наполеон
заключил в
свои объятия
русского
царя Александра
I, он
думал скрепить
свою дружбу с
Россией
исключительно
только обшей
ненавистью к
Англии. Если
бы маршал
Мюрат,
сопровождавший
тогдашнего
повелителя Европы,
сказал ему:
«Государь,
вместо того
чтобы
просить царя
подписаться
под договором
о военном
союзе,
потребуйте,
чтобы он завтра
произвел бы
обряд
обрезания
над собой и
над всеми
чинами своего
штаба, ибо
крайняя
плоть их — это
самый лучший
залог прочного
союза между
двумя
империями»,—
то Наполеон
заподозрил
бы Мюрата во
внезапном умопомешательстве
и предал бы
его заботам лучших
своих врачей.
Но Александр
Македонский
и Наполеон
были только люди.
Один
божественный
разум может
постичь идею
вечного союза,
построенную
на обрезании
половых органов,
передающемся
из рода в род.
Но
если это
обрезание
имеет
божественное
происхождение,
то почему же
все-таки
христиане-то
его отменили?
Что
касается
«святого»
патриарха, то
он без колебания
исполнил
требование «всевышнего».
«И взял
Авраам
Измаила, сына
своего, и
всех рожденных
в доме своем,
и всех
купленных за
серебро свое,
весь
мужеский пол
людей дома
Авраамова; и
обрезал
крайнюю
плоть их в
тот самый день,
как сказал
ему бог.
Авраам
был
девяноста
девяти лет,
когда была
обрезана
крайняя
плоть его.
А
Измаил, сын
его, был
тринадцати
лет, когда была
обрезана
крайняя
плоть его.
В тот
же самый день
обрезаны
были Авраам и
Измаил, сын
его.
И с ним
обрезан был
весь
мужеский пол
дома его, рожденные
в доме и
купленные за
серебро у
иноплеменников»
(Быт., гл. 17, ст. 23—27).
Как же
теперь
христиане
могут
утверждать, что
их религия
основана на
религии
еврейского
народа, если
они не исполняют
всех
божественных
предписаний
этой религии?
Даже Христос
подвергся
обрезанию.
Крайняя
плоть его является
предметом
поклонения и
одной из наиболее
драго-
791
ценных
реликвий в
церкви
святого
Иоанна Латеранского
в Риме. Эта
крайняя
плоть даже размножилась
путем
какого-то в
высшей степени
загадочного,
но тем самым
еще более изумительного
«чуда»: ныне та
же реликвия
имеется в
Шарру (возле
Пуатье), в
Пюи-ан-Веле, в
Куломбе
(возле Шартра),
в
Шалоне-на-Марне,
в Антверпене
и Гильдесгей-ме;
кроме того,
день
«обрезания
господня»
отмечается
церковью в
первый день
года — 1 января.
Император
Юлиан
Философ в
своей
критике
христианства
отметил, что
последователи
нового вероучения
нарушают
предписания
иудейской
религии и,
однако,
считают себя
ее верными
сынами. Он
отметил
разницу в
обрядах,
отмену
жертвоприношений,
нарушение
закона об
употреблении
мяса,
перенесение
празднования
субботы на
следующий
день6 и т. д. и
т. д.
По
поводу
обрезания он
пишет:
«Я
спрашиваю
вас,
галилеяне,
почему вы не
производите
над собой
обряда
обрезания? Не
приказал ли
Иисус точно
выполнять
закон? «Не думайте,
что я пришел
нарушить закон
или пророков:
не нарушить
пришел я, но исполнить»
(Евангелие
от Матфея, гл. 5, ст.
17). И дальше он
же сказал:
«кто нарушит
одну из
заповедей
сих малейших
и научит так
людей, тот
малейшим
наречется в
царстве
небесном» (ст. 19).
Однако если
Иисус
нарочито
приказал в
точности
выполнять
закон и
наложил
наказание на
тех, кто
нарушит
самое
малейшее
предписание
закона, то
чем же вы,
галилеяне,
нарушающие
весь этот
закон,
оправдаете
себя? Или Иисус
говорит
неправду, или
же вы — нарушители
закона».
На это
замечание
Юлиана
сделал
возражение
«святой»
Кирилл7.
Надо
признать, что
доводы этого
«святителя»
жалки и
слабы.
«Обрезание
бесполезно, — говорит
он,—если мы
отвергаем
его духовный
смысл. Если
необходимо, чтобы
люди
подвергали
себя
обрезанию, и
если бог
проклинает и
порицает
плоть, то
почему с
самого
начала бог не
создал людей
такими,
какими он
желает их видеть?
К этой первой
причине
бесполезности
обрезания
прибавим
вторую: ни в
одном человеческом
теле, не
искаженном
болезнями или
уродством,
нет ничего
лишнего,
ничего
недостающего;
все сделано
природой
разумно,
совершенно и необходимо.
И я думаю, что
тело
человеческое
пострадало
бы, если бы
было лишено
какой-нибудь
одной из
своих
природных
частей. Разве
80
творец
вселенной не
знал, что
полезно и
благостно?
Разве он не
руководился
этим,
создавая
человеческое
тело, если
все другие
создания
сотворены в
совершенстве?
Какова же
польза
обрезания?
Быть может,
скажут в
защиту этого
обычая то,
что говорят
евреи и
некоторые
идолопоклонники:
это, говорят
они, делается
для того,
чтобы
содержать тело
в чистоте и
опрятности. Я
не разделяю
этого мнения.
Я думаю, что
обряд этот
оскорбляет
природу, которая
не создала
ничего
лишнего и
бесполезного.
Наоборот,
все, что
кажется в ней
порочным и
бесчестным,
необходимо и
благочестиво,
в
особенности
если умерять
плотские
страсти; надо
сносить все тягости
плоти и
оставить
крайнюю
плоть на источнике
рождения; ибо
лучше вовсе
закрыть этот
ключ
нечестивый,
нежели
осквернять природу
вмешательством
ножа. Природа
телесная не
возмущает
разума».
Итак,
«святой»
Кирилл
спрашивает,
для чего нужно
обрезание,
если
отвергнуть
его
мистический смысл.
Император
Юлиан легко
мог бы
ответить
епископу александрийскому:
ни для чего
не нужно,
если угодно,
но не в этом
дело. А дело в
том,
заповедовал
ли бог
патриарху
Аврааму обрезание,
как вечный и
верный знак
своего союза
с ним и
последователями
его веры. Из
текста
«священного
писания»
явствует, что
таково было
намерение бога
и что он по
этому поводу
высказался
самым точным
и ясным образом.
Впоследствии
Моисей
восстановил
закон об
обрезании по
приказу
божьему 8.
Иисус
Христос,
который учил,
что пришел
для
исполнения
закона, а не
для разрушения
его, никогда
ничего не
говорил о
необходимости
отменить
обрезание.
Евангелисты
нигде не
отмечают,
чтобы он
когда-нибудь
высказался
за отмену
этого обряда.
Почему же в
таком случае христиане
сочли себя
освобожденными
от этого
закона
спустя
короткое
время после смерти
их божественного
законодателя?
Христианские
богословы
ссылаются на
то, что «святой
апостол
Павел»
сказал:
«обрезание
необходимо
только в
сердце». Но
сам же Павел,
как говорится
в книге
«Деяния
апостолов» (гл.
16, ст. 3), обрезал
ученика
своего грека
Тимофея,
придерживаясь
в точности
указания еврейского
закона. Он
считал,
следовательно,
обрезание
необходимым,
полезным?
Почему же
«святой»
Павел
впоследствии
изменил свое
мнение?
Открыл ли ему это бог? Павел этого не говорит. Стал ли он потом ученее? Если допустить это, то надо допустить
6
Лео Таксиль
81