ГЛАВА    ПЯТАЯ

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП

Книга «Бытие» очень сдержанна в описании подробностей преступлений и грехов, совершенных на земле потомками Адама во вре­мена сожительства ангелов с женщинами. Она говорит просто:

«И увидел господь  (бог), что велико развра­щение человеков на земле,  и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт., гл. 6, ст. 5).

Скажем прямо: по-видимому, потомки Адама забыли аккуратно молиться по утрам и вечерам, ибо ничто так не злит господа бога, как неаккуратность в молитвах. Да и любой священник скажет вам, если вы этого не знаете, что всякий, кто забывает молиться, готов впасть в любой грех.

«И раскаялся господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем. И сказал господь: истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю: ибо я рас­каялся, что создал их» (Быт., гл. 6, ст. 6 — 7).

Раскаяние бога! Это уж не так обыкновенно. И притом скорбь старика была чересчур жгучей, ибо она затмила ему разум и заставила принять решение об истреблении также и всех животных, ни в чем не повинных и никак не согре­шивших. Казалось бы, что самое простое для бога — имея в виду его всемогущество — было бы изменить людей; но, как мы увидим, он предпочитает потопить их. Это уж — нужно признаться — не совсем-таки по-отечески!

«Ной же обрел благодать пред очами господа (бога)» (Быт., гл. 6, ст. 8).

Это «был человек праведный и непорочный в роде своем» (ст. 9). И вот бог-отец пришел к нему с визитом, чтобы предупредить о подготовляемой катастрофе и дать ему. возможность спастись.

«И сказал (господь) бог Ною: конец всякой плоти при­шел пред лице мое, ибо земля наполнилась от них злодея­ниями; и вот, я истреблю их с земли.

Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.

И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.

И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье (жилье).

И вот, я наведу на землю потоп водный, чтобы истре­бить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небе­сами; все, что есть на земле, лишится жизни.

Но с тобою я поставлю завет мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.

Введи также в ковчег (из всякого скота, и из всех га­дов, и) из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.

Из (всех) птиц по роду их, и из (всех) скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых (с то­бою, мужеского пола и женского).

Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и со­бери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.

И сделал Ной все; как повелел ему (господь) бог, так он и сделал» (Быт., гл. 6, ст. 13—22).

Постройка ковчега продолжалась сто лет. Бог не велел Ною предупреждать остальных людей о предстоящем. Сле­довательно, надо думать, патриарх и семья его хранили свои приготовления в тайне. Люди, конечно, должны были удивляться, видя, как Ной посреди поля строит громадный корабль в 300 локтей, что составляет приблизительно 150 метров, то есть длину порядочного парохода. Кое-кто считал, вероятно, старика сумасшедшим и смеялся над ним. Но старик принимал все шутки без обиды и усердно работал.

Эти сто лет, потраченные на постройку ковчега, не по­кажутся слишком долгим сроком, если вспомнить, что ты­сячи необходимостей, связанных с этой постройкой, Биб­лия обходит молчанием. Так, три сына Ноя были, по-види­мому, вынуждены совершать очень длинные путешествия в различные страны мира для того, чтобы привезти оттуда разных животных. Так как надо было оградить себя от того, чтобы в самом ковчеге не быть съеденными львами, тиграми, крокодилами и другими страшными животными, они должны были научиться искусству укротителей и дрес­сировщиков. Надо было также заготовить порядочно про­дуктов питания, в том числе мяса для бесчисленных хищни­ков, сена, зерна, плодов и т. п.

Надо думать, что дерево, из которого ковчег был сделан, было из лучших сортов. Если бы теперь кто-нибудь собрался потратить сто лет на постройку корабля, то не нашлось бы такого прочного дерева, которое не сгнило бы до окончания постройки; корма распалась бы в прах, когда строился бы нос, и приходилось бы бесконечно начинать сначала. Никто в точности не знает, что, собственно, за дерево было у Ноя. Библия называет его «гофер», но никто никогда не видел такого дерева.

 Когда ковчег был закончен, бог сказал Ною: «войди ты и все семейство твое в ковчег; ибо тебя увидел я правед­ным предо мною в роде сем» (Быт., гл. 7, ст. 1). Продол­жение разговора доказывает, что бог забыл свои первона­чальные указания. Как мы уже цитировали, он предписал патриарху не брать с собой больше чем по одной паре от каждого рода животных. В последнюю же минуту «старик» изменил программу:

«И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского» (Быт., гл. 7, ст. 2).

Библия не указывает, объяснил ли бог Ною приметы этого разделения на «чистых» и на «нечистых». Однако другая книга, приписываемая Моисею,— «Левит» указывает (гл. 11), каких животных евреи считали «чистыми» и «не­чистыми». Между четвероногими «чистые» — это те, у ко­торых копыто разделено и которые жуют жвачку. Верблюд и заяц, которые жуют, но у которых копыто не разделено, считаются животными нечистыми; свинья, у которой ко­пыто разделено, но которая не жует жвачки, тоже счи­тается животным нечистым. Между птицами бог объявил нечистыми: орла, коршуна, сокола, ворону, страуса, сову, чайку, ястреба, филина, лебедя, пеликана, цаплю и некото­рых других.

Бог-отец объявил Ною, что потоп начнется через семь дней3. Патриарху надлежало несколько подзубрить есте­ственную историю, чтобы знать, брать ли с собой двух или семь журавлей, двух или семь слонов, двух или семь носо­рогов, двух или семь бегемотов и т. д.

«Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В ше­стисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадца­тый (27) день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» (Быт., гл. 7, ст. 10-11).

Отсюда ясно, что «святой дух» поддерживает уверен­ность в существовании большого водоема по ту сторону небес, опоражнивающегося посредством особого рода шлюзов.

«И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.

Они, и все звери (земли) по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые» (Быт., гл. 7, ст. 12-14).

Что за ковчег, что за ковчег! Если сложить все сроки, указанные в этой и следующих главах, то окажется, что Ной, его семья и все животные, спасенные им, пробыли в ковчеге 393 дня. Богословы не говорят, каким образом восемь человек могли более года кормить и поить весь этот зоологический сад и содержать загоны в чистоте. Надо было также подумать о приплоде! Сколько мяса требова­лось! Какое необыкновенное количество продовольствия! Какая необыкновенная работа для Ноя, его жены, сыновей и невесток по очистке ковчега от навоза!

Бог самолично закрыл двери «ковчега»: «и затворил господь (бог) за ним (ковчег)» (Быт., гл. 7, ст. 16).

Когда судно поплыло, вода усилилась «чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем не­бом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода» (Быт., гл. 7, ст. 19-20).

Трудно себе составить точное представление об этом количестве воды, особенно если принять во внимание, что самая большая известная нам глубина в Тихом океане (Ма­рианская впадина) превышает 11 километров, а самая высо­кая гора на земном шаре — Джомолунгму (Эверест) в Ги­малаях — имеет вершину в 8880 метров над уровнем моря.

«И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;

Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.

Истребилось всякое существо, которое было на поверх­ности (всей) земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, все истребилось с земли — остался только Ной, и что было с ним в ковчеге.

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Быт., гл. 7, ст. 21-24).

Только одни счастливые рыбы беспечно плавали в раз­бушевавшейся пучине!

Однако все имеет конец:

«И вспомнил бог о Ное, и о всех зверях, и о всех ско­тах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел бог ветер на землю, и воды остановились.

И закрылись источники бездны и окна небесные, и пе­рестал дождь с неба.

Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убы­вать вода по окончании ста пятидесяти дней.

И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.

Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор» (Быт., гл. 8, ст. 1-5).

Сколько здесь неожиданных чудес в этих нескольких строках! Во-первых, мы имеем удовольствие возобновить наше знакомство с этим приятным «ветром божиим», у ко­торого больше не было никакой работы со времени прекра­щения хаоса и который комментаторы отождествляют с «духом божиим». «В начале», как сказано в Библии, он попросту «носился над водами». Однако теперь, чтобы осу­шить воды потопа, «бог-отец» выпустил упомянутого выше «святого духа» («ветер божий»), которого «писание» пред­ставляет нам в виде «божественного голубя» (или, если хотите, божественной утки) и возлагает на него совер­шенно непостижимую задачу — осушение мирового потопа.

Впрочем, было совершенно необходимо, чтобы вмешался кто-нибудь из членов «пресвятой троицы», иначе никакой обычный ветер никогда не осушил бы такого небывалого количества воды. Раз уровень воды при потопе был на пят­надцать локтей выше самых высоких гор на земле, полу­чается, по некоторым вычислениям, что всего воды набра­лось примерно в количестве двенадцати мировых океанов, нагроможденных один на другой. Потоп можно считать самым необыкновенным из чудес, произведенных богом, потому что, создав эти новые необозримые океаны (что уже не малый фокус сам по себе), он затем уничтожил их одним только своим дуновением. Какие, значит, легкие у этого «голубя»!

Другое чудо, которое также не может пройти незаме­ченным: на семнадцатый день седьмого месяца Ноев ков­чег остановился на вершине горы Арарат, высота которой 5156 метров; а горы более высокие, чем Арарат, как, на­пример, 14 вершин в Гималаях, имеющих высоты более 8000 метров, и другие вершины (в Южной Америке, Аф­рике) показались в первый день десятого месяца, то есть шесть недель спустя. Совершенно удивительное чудо!

Библейское повествование о конце потопа заключает, кроме того, еще и наивнейшую историю с вороном и с го­лубем, но она не представляет никакого интереса. Ной вы­пустил сначала «ворона», который «отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды». Затем он «выпустил го­лубя», который «не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег». Снова выпустил он его через семь дней, и на сей раз голубь возвратился, держа в клюве масличную ветвь. Ной догадался, что «вода сошла с зем­ли». Патриарху, сообщает Библия, «стукнуло» тогда 601 год.

Бог сказал ему, что пора выходить. Выгрузка животных прошла, вероятно, в образцовом порядке. Кроме того, надо думать (хотя Библия этого и не говорит), что соленая вода тут же отделилась от воды пресной (новое чудо!), дабы реки, озера и моря могли бы снова войти в свои русла, как это было раньше. Рыбы же снова возвратились в свои воды соответственно потребностям своей натуры.

«И устроил Ной жертвенник господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых, и принес во всесож­жение на жертвеннике.

И обонял господь приятное благоухание, и сказал гос­подь (бог) в сердце своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше пора­жать всего живущего, как я сделал» (Быт., гл. 8, ст. 20—21).

При этом старик бог удостоил Ноя и его детей благо­словения по первому классу и позволил им впредь питаться и всякой другой пищей, помимо злаков.

«И благословил бог Ноя и сынов его, и сказал им: пло­дитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (и обла­дайте ею).

Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, (и весь скот земной,) и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские; в ваши руки от­даны они.

Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зе­лень травную даю вам все.

Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте.

Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его.

Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу божию» (Быт., гл. 9, ст. 1—6).

Из изложенного следует, что животные имеют душу и что душа эта живет в крови. Господь бог как будто не выносит и человекоубийства. Но библейский бог часто заго­варивается, и мы еще увидим, как он яростно толкает евреев на убийства. При этом все-таки будет казаться, будто его избранный народ совсем не проливает человече­ской крови.

Однако раз «старик» принял обязательство не топить больше людей, то под сделкой нужна была подпись. Бо­жественной подписью явилась радуга, впервые пущенная в ход в этот знаменательный день.

«Я полагаю радугу мою в облаке,— сказал бог,— чтоб она была знамением (вечного) завета между мною и между землею.

И будет, когда я наведу облако на землю, то явится ра­дуга (моя) в облаке;

И я вспомню завет мой, который между мною и между вами, и между всякою душею живою во всякой плоти» (Быт., гл. 9, ст. 13-15).

Предосторожность была не лишней, ибо и богу не сле­дует особенно полагаться на свою память! Заметим, кстати, что «священный» текст говорит: «моя радуга», «я полагаю радугу». Это все ясно указывает, что до того времени ни­какой радуги не было. А так как радуга образуется путем преломления и отражения солнечных лучей в каплях воды, то ясно, что в течение веков, прошедших между временем создания мира и потопом, дождевое орошение не практи­ковалось вовсе; деревья и растения росли сами по себе, и либо им было достаточно пота, катившегося с чела чело­веческого, либо еще этот бродяга Каин, который строил города, провел по всему земному шару сеть искусствен­ного орошения.

ГЛАВА   ШЕСТАЯ

ПРАВЕДНЫЙ НОЙ И БЛАГОСЛОВЕННОЕ БОГОМ ЕГО ПОТОМСТВО

стория потопа дополняется двумя интерес­ными эпизодами: пьянством Ноя и «вавилон­ской башней».

«Ной начал возделывать землю, и насадил ви­ноградник.

и выпил он вина, и опьянел, и лежал обна­женным в шатре своем.

И увидел Хам,   отец   Ханаана,   наготу   отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.

Сим же и Иафет взяли одежду, и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» (Быт., гл. 9, ст. 20—23).

Итак, Сим и Иафет вели себя почтительно, как подобает добрым сыновьям, увидевшим отца пьяным. Хам, наоборот, поступил как хам, и, конечно, проклятие не заставило себя долго ждать; но посмотрите, на кого оно пало.

«Ной проспался от вина своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его;

И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

Потом сказал: благословен господь бог Симов; Ханаан же будет рабом ему.

Да распространит бог Иафета; и да вселится он в шат­рах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт., гл. 9, ст. 24-27).

Так был проклят молодой Ханаан, хотя он-то отнюдь не издевался над своим дедом. Нужно думать, что Ной еще недостаточно «проспался от вина своего», когда произносил проклятие. Тем не менее оно было утверждено господом богом.

Богословы сходятся в мнении, что Ной отдал Азию Симу, Европу — Иафету, а Африку — Хаму. Ханаан и Хам породили негров и негроидов. Поэтому-де их потомки и должны были стать рабами европейцев 2. Каким образом три сына Ноя, рожденные от одного отца и одной матери,

69

 

могли стать родоначальниками трех различных рас? Надо, однако, преклониться перед богом и его «святым писанием» и считать, что от Сима происходят желтолицые азиаты, от Иафета — белокожие европейцы, а от Хама и Ханаана — чернокожие африканцы. Тогда от кого же происходят аме­риканские краснокожие? «Святой дух» забыл сказать об этом автору книги «Бытие», либо же надо допустить, что американские ацтеки и могикане не имели отца.

Перейдем теперь к рассмотрению знаменитого вавилон­ского столпотворения.

«На всей земле был один язык и одно наречие.

Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар рав­нину, и поселились там.

И сказали друг другу: наделаем кирпичей, и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес...

И сошел господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

И сказал господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать.

Сойдем же, и смешаем 3 там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

И рассеял их господь оттуда по всей земле; и они пере­стали строить город (и башню).

Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал гос­подь язык всей земли, и оттуда рассеял их господь по всей земле» (Быт., гл. 11, ст. 1—9).

Некоторые богословы с самодовольной уверенностью утверждали, что «вавилонская башня» к моменту ее разру­шения богом достигала полутора километров, то есть что она была раз в десять выше самой большой египетской пи­рамиды — пирамиды Хеопса (147 метров). Однако пира­миды сохранились, а от грандиозного строения, которое называется вавилонской башней, не осталось ничего. Для высоты в 1500 метров нужен был и необыкновенно боль­шой фундамент. Каким образом могла исчезнуть такая гро­мадная постройка? Автор книги «Бытие» забыл это от­метить.

И еще: в то время, согласно самой Библии, не могло быть ни достаточного количества людей, ни искусства, ко-

70

торого требовало столь значительное мероприятие. Надо смотреть на эту историю именно как на величайшее рели­гиозное «чудо»!

Не меньшим чудом является неожиданное нарождение многих языков и наречий. «Комментаторы,— говорит Воль­тер,— искали, какие языки родились от этого расселения народов, но они никогда не обращали внимания ни на один из древних языков, на которых говорят люди на простран­стве от Индии до Японии. Было бы любопытно сосчитать, на каком количестве разных наречий говорит ныне земной

«И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего» (Быт., гл. 9, ст. 22).

шар. В отношении Америки мы знаем больше 300, на нашем материке — больше 3000 наречий. Каждая китайская про­винция имеет свой местный язык. Население Пекина плохо понимает жителей Кантона, и индус с берегов Малабара не понимает индуса из Бенареса. Впрочем, все население земли и не подозревало о чудесах с «вавилонской башней»; о них знали только древнееврейские писатели».

Вызывает наивысшую степень изумления тот факт, что великие исторические события, положенные Библией в ос­нову зарождения человечества, совершенно неизвестны ни­какому другому народу. Еще понятно, если греки, римляне, египтяне, халдеи, персы, индусы, китайцы не знали Геде­она, Самсона или еще какого-нибудь чисто еврейского

71

племенного героя. Но если этим народам неизвестны имена даже Адама и Ноя,— это уже другое дело.

Раз библейский потоп уничтожил все земное и Ной явился восстановителем человеческого рода, этот патриарх должен был быть известен историкам всех народов. Каким образом имена Адама и Евы, Каина и Авеля, Еноха и Мафу-сала, Ламеха, Ноя, Сима, Хама и Иафета не были занесены на все пергаменты и фигурируют только в книгах малочис­ленного еврейского народа — кочевого народа первобытной культуры? Когда ветераны большого потопного плавания расселились в разных местах земли и положили начало но­вым народам, они странным образом забыли все: и как бог сотворил «небо и землю», и как жили в раю первые люди. Забыли даже имена первых людей. Запомнили все это только одни евреи, а уже от них получили библейские сказки другие народы. Даже заслуга разведения винограда не могла спасти Ноя от всеобщего забвения, ибо громадное число людей изобретателем вина почитало Бахуса 4.

Что касается потопа, то критики согласны видеть в нем местную вполне естественную катастрофу и утверждают, что могло быть немало и других наводнений такого рода. И у древних греков, например, существовал миф о Девка-лионе 5.

Если бы потоп был всемирный, дерзают утверждать кри­тики, имя Ноя было бы также всемирно, а имена Девка-лиона и Утнапиштима — героя халдейской легенды — были бы забыты. И еще: удивительно, что Гесиод и Гомер ни сло­вом не упоминают ни об Адаме, ни о Ное, из коих один был отцом, а другой спасителем человеческого рода.

Такое молчание беспримерно, ибо нельзя же действи­тельно допустить, чтобы «божественный голубь» оказался таким мистификатором и дал бы первому человеку, а также и спасителю утопавшего человечества совершенно случай­ные, вымышленные имена, ставшие известными только из Библии.

ГЛАВА    СЕДЬМАЯ

ПРАВЕДНОЕ ЖИТИЕ ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ПАТРИАРХА АВРААМА

итатель, вероятно, помнит божье постановле­ние о том, чтобы жизнь человеческая не превы­шала 120 лет (Быт., гл. 6, ст. 3). Несмотря на категоричность этого божьего постановления, Сим решил прожить 600 лет (Быт., гл. 11, ст. 10-11), Арфаксад-438 лет (ст. 12-13), Сала —433 года (ст. 14—15), Евер — 464 года (ст. 16—17), Фалек и Рагав — каждый по 239 лет (ст. 18-21), Серух - 230 лет (ст. 22-23), Нахор -148 лет (ст. 24—25), Фарра — 205 лет (ст. 32). Эти восемь потомков Сима приводят нас к Аврааму, на долю которого выпала удивительно обширная роль в сказаниях о жизни еврейского народа.

Библия не говорит, почему богу-отцу неожиданно по­любился этот Авраам, сначала именовавшийся просто Аврамом (с одним «а»). Он покойно проживал в стране Харан, когда в одно прекрасное утро к нему явился бог и приказал укладывать чемоданы.

«И сказал господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, (и иди) в землю, ко­торую я укажу тебе.

И я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я  благословлю благословляющих тебя, и  злословящих тебя  прокляну; и благословятся  в тебе все племена зем­ные» (Быт., гл. 12, ст. 1—3).

Несмотря на свои 75 лет, Аврам был настолько довер­чив, что не потребовал никакого объяснения этому удиви­тельному предложению. Он собрал пожитки и пустился в путь, даже не зная, куда именно. За ним последовала его жена Сара, племянник Лот с женой и несколько слуг.

Каравану предстояло проделать путь в несколько сот километров, раньше чем попасть в землю Ханаанскую. Эту именно землю бог непременно хотел показать Авраму, исполняя свое обещание о том, что она будет принадлежать

73его потомству. Наши путешественники долго тащились по песчаным равнинам, лишенным растительности. Чтобы под­бодрить самого себя и поднять свою веру, кочевой патриарх воздвиг алтарь посреди пустыни и стал молить бога при­вести его поскорее к месту назначения, ибо долгий путь, очевидно, достаточно-таки отозвался на его старых ногах.

Пройдя землю Ханаанскую и другие земли, караван на­правился к югу и, наконец, добрался до Египта '.

«Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная ви­дом;

«Когда   египтяне    увидят   тебя,    то    скажут:    «это    жена    его»;    и

убьют меня, а тебя оставят в живых. Скажи же, что ты кне сестра,

дабы мне хорошо было ради тебя» (Быт., гл. 12, ст. 12—13).

И когда египтяне увидят тебя, то скажут: «это жена его»; и убьют меня, а тебя оставят в живых.

Скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.

И было, когда пришел Аврам в Египет, египтяне уви­дели, что она женщина весьма красивая;

Увидели ее и вельможи фараоновы, и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов. ,

И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и лошаки и верб­люды» (Быт., гл. 12, ст. 11—16).

74

Это, конечно, благочестиво-назидательное приключе­ние: «священное писание» ни словом не осуждает праотца-альфонса 2. Некоторые толкователи строго осудили поведе­ние Аврама, но зато святой Августин взял этого патриарха под свою защиту3. Заметим мимоходом, что Саре было тогда 65 лет: ни эти годы, ни долгое путешествие по пу­стыне, конечно, нисколько не уменьшили ее красоты. Это, понятно, очередное религиозное «чудо». Позднее, когда ей будет 90 лет, мы увидим ее похищенной еще одним царем, и все из-за той же удивительной красоты.

Только фараон забрал себе прелестную старушку и со­брался наставить рога ее мужу, как вдруг всевидящее око господа бога заметило то, что происходило в гареме его величества «царя египетского»:

«Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.

И призвал фараон Аврама, и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя?

Для чего ты сказал: «она сестра моя?» и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми (ее) и пойди.

И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было, (и Лота с ним)» (Быт., гл. 12, ст. 17-20).

Наш Аврам опять в дороге. Теперь, однако, он был «очень богат скотом, и серебром, и золотом» (Быт., гл. 13, ст. 2). Это понятно, ибо он, конечно, ничего не вернул фа­раону из того, что получил за торговлю женой.

«И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем» (Быт., гл. 13, ст. 3).

Во время этого нового скитания произошла ссора между пастухами Аврама и Лота. Дядя и племянник разделили богатства, продолжая, однако, хранить самую тесную дружбу. Аврам решил поселиться в земле Ханаанской, в то время как Лот спустился в долину Иорданскую и посе­лился в Содоме, где и «раскинул шатры».

Немного спустя некоторые цари, в том числе и царь со­домский, затеяли между собой войну. В драке Лот был взят в плен. Дядя Аврам, который за это время еще раз переме­нил местожительство и перенес шатры свои в Хеврон, уз­нал здесь эту печальную для него новость. Священное него­дование наполнило его сердце, и он решил вызволить

75своего родственника. Тут-то и обнаружилось, на что был способен патриарх. Этот кочевник, не имевший ни пяди своей земли, держал, как оказывается, громадное число слуг: в Библии говорится, что он вооружил из них 318 чело­век и с этой кучкой слуг искрошил в куски «армии» четырех самых могущественных царей этой страны: Амрафела — царя сеннаарского, Ариоха — царя элласарского, Кедорлао-мера — царя эламского и Фидала — царя гоимского. Ничего себе успех! Победа была такова, что он «преследовал не­приятелей до Дана (которого, кстати сказать, в это время еще не было.— А. Таксилъ] и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал... И воз­вратил все имущество и Лота, сродника своего, и имуще­ство его возвратил, также и женщин и народ» (Быт., гл. 14, ст. 14-16).

Годы текли, и Аврам все более и более беспокоился. Он спрашивал себя, каким же образом у него может быть потомство? Когда исполнится божественное обещание, в силу которого он должен стать отцом великого народа?

«После сих происшествий было слово господа к Авраму п видении (ночью), и сказано: не бойся, Аврам; я твой щит; награда твоя (будет) весьма велика.

Аврам сказал: владыка господи! что ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Ели-езер из Дамаска.

И сказал Аврам: вот, ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.

И было слово господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником; но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.

И вывел его вон, и сказал (ему): посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков» 4 (Быт., гл. 15, ст. 1—5).

Аврам поверил господу и решил ждать еще. «Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму: вот, господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары» (Быт., гл. 16, ст. 1-2).

Это значит, что она усыновила бы дитя своей служанки. Согласно восточному обычаю, отец или мать кладут ребенка к себе на колени. Это и служит обрядом усыновления.

76

«И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, егип­тянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Авра­мова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену.

Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою.

И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я от­дала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; господь пусть будет судьею между мною и между тобою.

Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее» (Быт., гл. 16, ст. 3 — 6).

Не правда ли, как божественно благочестива и нравст­венно поучительна эта жизнь «святого праотца»?

По счастью, ангел встретил Агарь в пустыне и обод­рил ее.

«Возвратись к госпоже своей,— сказал ангел господень,— и покорись ей... Умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества 5... И родишь сына, и наречешь ему имя: Измаил; ибо услышал господь страда­ние твое» (Быт., гл. 16, ст. 9 — 11).

«Аврам был девяноста девяти лет, и господь явился Ав­раму и сказал ему: я бог всемогущий; ходи предо мною и будь непорочен;

И поставлю завет мой между мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним, и сказал:

Я — вот завет мой с тобою: ты будешь отцом множества народов.

И не будешь ты больше называться Аврамом; но будет тебе имя: Авраам, ибо я сделаю тебя отцом множества на­родов.

И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя.

И поставлю завет мой между мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что я буду богом твоим и потомков твоих после тебя.

И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во вла­дение вечное; и буду им богом.

77И сказал бог Аврааму: ты же соблюди завет мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

Сей есть завет мой, который вы должны соблюдать между мною и между вами и между потомками твоими после тебя (в роды их): да будет у вас обрезан весь муже­ский пол.

Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знаме­нием завета между мною и вами.

Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь инопле­менника, который не от твоего семени.

Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет мой на теле вашем заветом вечным.

Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмый день), истребится душа та из народа своего; ибо он нарушил завет мой.

И сказал бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою; но да будет имя ей: Сарра.

Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произой­дут от нее.

И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяно­столетняя, неужели родит?

И сказал Авраам богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем твоим!

Бог же сказал (Аврааму): именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет мой с ним заветом вечным (в том, что я буду богом ему и) потомству его после него.

И о Измаиле я услышал тебя: вот, я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и я произведу от него великий народ.

Но завет мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.

И бог перестал говорить с Авраамом; и восшел от него» (Быт., гл. 17, ст. 1-22).

Нельзя читать без глубочайшего благоговения это опи­сание явления вездесушего бога Аврааму. Автор этого опи­сания, конечно, был вдохновлен на это «святым духом»! Церковникам незачем стараться доказывать это, ибо мысль

73

 

божия достигает здесь таких высот, которых ни один про­стой смертный никогда не мог бы достигнуть. Никогда не пришло бы в голову Александру Македонскому, например, когда он заключал союз с индийскими царями, предложить им обрезаться и обрезать всех своих подданных в знак не­разрывной дружбы. И когда в Тильзите Наполеон заключил в свои объятия русского царя Александра I, он думал скре­пить свою дружбу с Россией исключительно только обшей ненавистью к Англии. Если бы маршал Мюрат, сопровож­давший тогдашнего повелителя Европы, сказал ему: «Госу­дарь, вместо того чтобы просить царя подписаться под дого­вором о военном союзе, потребуйте, чтобы он завтра произ­вел бы обряд обрезания над собой и над всеми чинами сво­его штаба, ибо крайняя плоть их — это самый лучший залог прочного союза между двумя империями»,— то Наполеон заподозрил бы Мюрата во внезапном умопомешательстве и предал бы его заботам лучших своих врачей. Но Алек­сандр Македонский и Наполеон были только люди. Один божественный разум может постичь идею вечного союза, построенную на обрезании половых органов, передаю­щемся из рода в род.

Но если это обрезание имеет божественное происхожде­ние, то почему же все-таки христиане-то его отменили?

Что касается «святого» патриарха, то он без колебания исполнил требование «всевышнего».

«И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожден­ных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему бог.

Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его.

А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была об­резана крайняя плоть его.

В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его.

И с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рож­денные в доме и купленные за серебро у иноплеменни­ков» (Быт., гл. 17, ст. 23—27).

Как же теперь христиане могут утверждать, что их рели­гия основана на религии еврейского народа, если они не ис­полняют всех божественных предписаний этой религии? Даже Христос подвергся обрезанию. Крайняя плоть его яв­ляется предметом поклонения и одной из наиболее драго-

791

 

ценных реликвий в церкви святого Иоанна Латеранского в Риме. Эта крайняя плоть даже размножилась путем какого-то в высшей степени загадочного, но тем самым еще более изумительного «чуда»: ныне та же реликвия имеется в Шарру (возле Пуатье), в Пюи-ан-Веле, в Куломбе (возле Шартра), в Шалоне-на-Марне, в Антверпене и Гильдесгей-ме; кроме того, день «обрезания господня» отмечается цер­ковью в первый день года — 1 января.

Император Юлиан Философ в своей критике христиан­ства отметил, что последователи нового вероучения нару­шают предписания иудейской религии и, однако, считают себя ее верными сынами. Он отметил разницу в обрядах, отмену жертвоприношений, нарушение закона об употреб­лении мяса, перенесение празднования субботы на следую­щий день6 и т. д. и т. д.

По поводу обрезания он пишет:

«Я спрашиваю вас, галилеяне, почему вы не производите над собой обряда обрезания? Не приказал ли Иисус точно выполнять закон? «Не думайте, что я пришел нарушить за­кон или пророков: не нарушить пришел я, но исполнить» (Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 17). И дальше он же ска­зал: «кто нарушит одну из заповедей сих малейших и на­учит так людей, тот малейшим наречется в царстве небес­ном» (ст. 19). Однако если Иисус нарочито приказал в точ­ности выполнять закон и наложил наказание на тех, кто нарушит самое малейшее предписание закона, то чем же вы, галилеяне, нарушающие весь этот закон, оправдаете себя? Или Иисус говорит неправду, или же вы — наруши­тели закона».

На это замечание Юлиана сделал возражение «святой» Кирилл7. Надо признать, что доводы этого «святителя» жалки и слабы.

«Обрезание бесполезно, — говорит он,—если мы отвер­гаем его духовный смысл. Если необходимо, чтобы люди подвергали себя обрезанию, и если бог проклинает и пори­цает плоть, то почему с самого начала бог не создал людей такими, какими он желает их видеть? К этой первой причине бесполезности обрезания прибавим вторую: ни в одном че­ловеческом теле, не искаженном болезнями или уродством, нет ничего лишнего, ничего недостающего; все сделано природой разумно, совершенно и необходимо. И я думаю, что тело человеческое пострадало бы, если бы было лишено какой-нибудь одной из своих природных частей. Разве

80

творец вселенной не знал, что полезно и благостно? Разве он не руководился этим, создавая человеческое тело, если все другие создания сотворены в совершенстве? Какова же польза обрезания? Быть может, скажут в защиту этого обы­чая то, что говорят евреи и некоторые идолопоклонники: это, говорят они, делается для того, чтобы содержать тело в чистоте и опрятности. Я не разделяю этого мнения. Я ду­маю, что обряд этот оскорбляет природу, которая не создала ничего лишнего и бесполезного. Наоборот, все, что кажется в ней порочным и бесчестным, необходимо и благочестиво, в особенности если умерять плотские страсти; надо сносить все тягости плоти и оставить крайнюю плоть на источнике рождения; ибо лучше вовсе закрыть этот ключ нечестивый, нежели осквернять природу вмешательством ножа. При­рода телесная не возмущает разума».

Итак, «святой» Кирилл спрашивает, для чего нужно об­резание, если отвергнуть его мистический смысл. Импера­тор Юлиан легко мог бы ответить епископу александрий­скому: ни для чего не нужно, если угодно, но не в этом дело. А дело в том, заповедовал ли бог патриарху Аврааму обрезание, как вечный и верный знак своего союза с ним и последователями его веры. Из текста «священного писа­ния» явствует, что таково было намерение бога и что он по этому поводу высказался самым точным и ясным образом. Впоследствии Моисей восстановил закон об обрезании по приказу божьему 8. Иисус Христос, который учил, что при­шел для исполнения закона, а не для разрушения его, ни­когда ничего не говорил о необходимости отменить обре­зание. Евангелисты нигде не отмечают, чтобы он когда-нибудь высказался за отмену этого обряда. Почему же в таком случае христиане сочли себя освобожденными от этого закона спустя короткое время после смерти их боже­ственного законодателя?

Христианские богословы ссылаются на то, что «святой апостол Павел» сказал: «обрезание необходимо только в сердце». Но сам же Павел, как говорится в книге «Деяния апостолов» (гл. 16, ст. 3), обрезал ученика своего грека Ти­мофея, придерживаясь в точности указания еврейского за­кона. Он считал, следовательно, обрезание необходимым, полезным? Почему же «святой» Павел впоследствии изме­нил свое мнение?

Открыл ли ему это бог? Павел этого не говорит. Стал ли он потом ученее? Если допустить это, то надо допустить

6

Лео Таксиль

81