На главную

 

ГЛАВА  ВТОРАЯ

 

 

ДА БУДЕТ СВЕТ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                   так, из первой главы книги Бытие мы узнаем, что еврейский бог Элогим после миллиардов лет полного безделья (ведь нельзя же назвать делом то, что «дух» этого бога «носился над бездной»), после вечного пребывания в хаосе, во тьме, после вечного одиночества и вынужденного молчания приступил наконец к сотворению мира 7445 лет тому назад. И в первый день сотворения он создал свет. Он отделил свет от тьмы. Свет назвал днем, а тьму ночью. Увидал, что свет хорош.

Неужели этакая сказка может удовлетворить человека? А между тем миллионы людей верят этому, потому что они ничего не знают о происхождении и развитии нашей пла­неты — Земли, на которой мы живем и которая постоянно изменяется, как и все остальные миры.

Но вернемся к Библии. Поверим невозможному: пове­рим, что 7445 лет тому назад впервые был создан свет по слову еврейского бога Элогима. Какой же это был свет? Солнечный? Лунный? Какой-нибудь другой звезды, дру­гого солнца? Какого же? Или, может быть, бог Элогим развел костер и при свете костра начал свою творческую работу? Или зажег электрические либо газовые фонари? Увы, ни электрических станций, ни газовых заводов еврей­ский бог не имел, ибо все это создано человеком, как и сам еврейский бог Элогим.

По Библии, Солнце, Луна и звезды созданы в четвертый день творения. Выходит, значит, что первые три дня день и ночь сменялись на Земле без Солнца, Луны и других звезд! А что такое смена дня и ночи? Отчего происходит смена дня и ночи? Всякий школьник теперь знает, что смена дня и ночи происходит оттого, что наша шарообразная пла­нета, Земля, вращается в пространстве вокруг своей собст­венной оси. В течение суток, т. е. в течение 24 часов, Земля делает полный оборот вокруг оси. За эти 24 часа каждая отдельная часть земного шара попадает на время под осве­щение солнечных лучей; когда на одной половине земного шара ночь, на другой в это же время — день. Когда на од­ном полушарии утро, на другом — вечер. Не будь Солнца, светом которого освещается Земля, и света бы не было на Земле, и не было бы таких смен дня и ночи, самой Земли не было бы. День и ночь на Земле сменяются только потому, что есть Солнце, вокруг которого в течение года обращается Земля, в 24 часа делающая полный оборот и вокруг своей собственной оси. Стало быть, нелепостью, выдумкой [пло­дом фантазии] дикаря, темного, невежественного человека является библейская сказка о том, будто бог создал какой-то свет на Земле прежде, чем Земля освещалась Солнцем. Сказка, выдумка, будто в «первый и второй и третий дни» Земля освещалась каким-то другим способом, не тем све­том, как в последующие дни.

На чем же основана эта сказка? Она основана на том, что прежде люди, не изучив Земли, не исследовав «небесных», т. е. мировых, пространств, не имея ни телескопов (Телескоп — прибор,     главную     часть     которого      составляет большая  подзорная  труба,  в  которую   звезды  видны  сильно  увели­ченными;  телескоп служит  для  рассматривания  или  фотографирова­ния небесных тел.), ни других астрономических инструментов (Астрономические   инструменты — приборы   для   изучения   не­бесных тел, для наблюдения за ними с целью точного измерения их движения.), совершенно по-другому представляли себе устройство Земли и неба. Земля им казалась неподвижной (а другие думали, что Земля стоит на трех китах; третьи полагали, что Земля плавает, как блин в масле, в водном пространстве). Небо казалось им хрустальным куполом, упирающимся в края Земли. А свет на Земле, как они думали, может исходить и не от Солнца. Ведь бывает же светло в дни, когда Солнца не видно! Ведь становится же по утрам светло задолго до того, как солнце появляется на горизонте!

Но это понимание устройства мира впоследствии сменилось более правильным, хотя все еще далеким от истины. Наблюдая из года в год за сменами времен года, за движе­нием звезд, люди все-таки стали понимать, что смена вре­мен года, как и смена дней и ночей, зависит именно от све­тил. В результате этого впоследствии и был создан другой рассказ о сотворении света, описанный в первой главе книги Бытие.

«И сказал бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов: и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так И создал бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды: и поставил их бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый» (1 : 14—19).

Так рассказывают сочинители Библии. И эту нелепую сказку о сотворении света попы до революции вбивали в головы миллионам детей в школах, в это заставляют верить и в наше время. Эту сказку они вбивают в голову всюду.

Эти рассказы являются не чем иным, как свидетельст­вом очень несовершенного, неверного понимания устройства мира. Древние думали, что Земля — центр Вселенной, а все остальное создано только для того, чтобы обслуживать Землю. Чтобы не было темно на Земле, бог вроде как бы зажигает лампады: побольше — днем, поменьше — ночью. Эти лампады будто бы неподвижно прикреплены к «тверди небесной», как прибиты гвоздями лампы к стене.

И опять старый библейский бог Элогим, приколотив эти лампады,— которые он вытряхнул из карманов, подобно тому как фокусник в балагане вытряхивает из рукава запрятанные там раньше предметы, — опять он увидел, что это хорошо только тогда, когда сделал. А до этого не знал, будет ли хорошо или нет. И это — всеведущий и всемогущий бог! Поистине жалок этот Элогим, лазящий по тверди небесной с лестницей, гвоздями и связками звезд и прикола­чивающий светила по небесному куполу!

По Библии, самое большое светило — Солнце, освещаю­щее Землю. А мы теперь знаем, что наше Солнце — только одно из миллионов других солнц и что многие из этих солнц гораздо более ярки. Существуют звезды (Бетельгейзе, Антарес и др.), которые во много миллионов раз больше нашего Солнца! Мы знаем, что наша планета, Земля, с ее спутницей, Луной, составляет только небольшую часть солнечной системы (с центральным телом — Солнцем), а вся солнечная система — только маленькая песчинка в огром­ном пространстве, наполненном другими мирами, другими солнцами. А нас хотят заставить верить в то, во что верили [в далеком прошлом] невежественные еврейские пастухи, ассиро-вавилонские земледельцы, будто небольшая Зем­ля — центр мира.

Последние годы характерны громадными успехами элек­трификации. Человек постепенно огромными усилиями добился того, что понял многие явления природы, научился подчинять себе, хотя еще в малой степени, силы природы. Он проник в глубины земные и из этих глубин извлекает торф, нефть, уголь — остатки похороненных когда-то в зем­ле огромных лесов со всем, что населяло тогда Землю. Он знает, что в этих недрах — запас когда-то поглощенной жи­вотными и растениями солнечной энергии — теплоты и све­та. Он научился, сжигая эти остатки прежней жизни, извле­кать похороненную, скованную в этих остатках солнечную энергию — световую, двигательную и прочую. Он преврщает ее в электричество и замыкает эту силу в сложную сеть проводов и токов. Он управляет ими.

Кто он — великий ученый, философ, мудрец? Простой рабочий. Недавний раб. Его веками угнетали рабовладель­цы, феодалы-помещики, капиталисты. Его лишали знаний. Но он их завоевал. Он — творец. Еще только народивший­ся, он становится великаном. Он молнию запирает в про­вода электрических станций, в глубокой ночи, когда кругом тьма, когда ни Солнце, ни Луна, ни звезды не освещают нашего жилища, свет творит он — пролетарий! Он подходит к рычагу, к выключателю станции. Под ним гудят в подзе­мельях, как скованные звери, динамо-машины, в которых каждый винтик, каждый рычажок предусмотрен заранее, вычислен заранее, каждое движение заранее рассчитано.

Октябрьская социалистическая революция в нашей стране открыла громаднейшие возможности для широчай­шего развития научных знаний и применения науки в деле переустройства мира. Освободившиеся от эксплуататоров трудящиеся нашей страны создали крупную промышлен­ность и крупное механизированное сельское хозяйство, по­строили громадные электростанции, из которых мощность одной только Днепровской равна свыше миллиона лошади­ных сил.

Научные знания в нашей стране стали достоянием миллионов трудящихся города и деревни. Они — эти миллионы трудящихся — сознают себя настоящими творцами нового мира и поэтому отбрасывают наивные, дикарские сказки о богах — творцах мира.

Да будет свет! — говорит пролетарий. И поворачивает рычажок, выключатель. И на сотни километров кругом вспыхивает над городами и селами свет. Напрасно стал бы молить шахтер из подземелья небесных богов, чтобы они осветили ему подземелья, штреки, галереи. Нет! Он знает, что эти боги бессильны, потому что их нет. И хотя бы все попы земного шара об этом молили своих богов — этого чуда не будет. Нет, шахтер, находясь в шахте, подходит к телефонной трубке, сделанной тем же пролетарием, он за десятки, за сотни верст говорит с таким же пролетарием. И его слышат на станции. Он не возносит молитв, не кла­няется — он требует: дай света! И пролетарий ему отвечает: да будет свет и у тебя в подземелье! И мигом в подземных глубинах зажигаются большие и маленькие солнца. На дне моря может он зажечь эти солнца, он может согреть этим светом: дать жизнь растениям и животным, заменить на­седку над яйцами, солнце для растений и животных. Он двигает поезда железных дорог, и могучие океанские кораб­ли, и стальные легкие птицы — аэропланы, пересекающие облака, и плуги на пашне, и миллионы веретен и станков, сверлит, режет, пилит, плавит сталь. Исцеляет хромых и слепых, ревматиков и других больных.

Как жалок библейский Элогим перед этим освободившимся пролетарием — недавним рабом, использующим все величайшие достижения науки и техники!

Миллионы трудящихся нашей страны, пользуясь этими достижениями науки и техники, активно участвуют в борь­бе за новый мир, за социализм.

На главную