СОТВОРЕНИЕ МИРА

 

На главную

 

 

 

ГЛАВА   ПЯТАЯ

 

 

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ 
ЧЕЛОВЕКА

 

 

 

 


                   ткуда взялся «первый» человек? Миллионы людей сразу же успокаиваются, когда им го­ворят, что первый человек, Адам, создан был богом, тем самым библейским богом, который приколачи­вал к тверди небесной Солнце и звезды, творил по слову животных и растения. Стоит только принять на веру, что был и есть такой бог, чтобы все непонятное объяснить во­лей этого бога. Если поверить Библии, то и человек создан был 7445 лет тому назад, как и весь остальной мир. А меж­ду тем есть памятники старины, созданные людьми, кото­рые старше этого возраста. В пластах Земли, которые хра­нят в себе кости давно погибших животных, находят кости человека, пролежавшие там во много раз дольше, а именно много десятков тысяч лет. Уже одно только это говорит за то, что Библия рассказывает неправду о сотворении «пер­вого» человека.

Но послушаем поповско-библейскую историю о сотво­рении человека.

Прежде всего, в Библии имеется не один рассказ о сот­ворении мира, а несколько, разбросанных по всей Библии. Два из них находятся в книге Бытие: один — в первой, другой. —  во второй главе. В первой главе бог творит человека по своему слову на шестой день мироздания.

«И сказал бог: сотворим человека по образу нашему (и) по подобию нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными (и над зверями) и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил бог человека по образу сво­ему, по образу божию сотворил его; мужчину и женщину со­творил их.

И благословил их бог, и сказал им бог: плодитесь и раз­множайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями) и над птицами небесными (и над всяким скотом, и над всею землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле... И увидел бог все, что он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Бытие. 1 : 26 — 28—31).

Некоторым людям особенно приятно думать и верить, что они сотворены по образу н подобию бога. Что же делает сам человек, как он понимает своего бога? Он обыкновенно рисует своего бога в образе человека: у бога борода, усы, два глаза, двое ушей, нос, две руки, две ноги — все, как у человека. Правда, некоторые изображают бога с большим количеством членов. Так, есть изображения богов со мно­гими головами, со многими руками, ногами, глазами, по­вернутыми во все стороны, — как же иначе изобразить, что бог вездесущий, всевидящий, всеслышащий, всемогу­щий и прочая?

Чтобы показать, насколько велик их бог, еврейские бо­гословы в Каббале так изображают Иегову: это — ста­рец, который имеет один миллиард и семь тысяч кудрей, рост его — ровно полмиллиарда миль, пальцы — длиною в миллион двести тысяч миль, а кисть руки — в 240 002 ми­ли,— вот до чего точно измерили еврейские раввины кудри на голове своего бога и длину его пальцев! Как сделали та­кие измерения эти шарлатаны — это их тайна, тем более что никто из смертных, по словам Библии, не видал этого бога иначе как сзади, т. е. видели только спину и задницу богову. Но все же почти все христиане, как и большинство других религиозных людей — евреев, магометан, буддис­тов,— верят, что они созданы по образу и подобию бога, которого они представляют себе в образе человека; и выхо­дит, что человек сам создает себе своего бога по образу и подобию своему.

Но так как бог, по учению Библии, создал сразу мужчину и женщину по образу и подобию своему, то на кого же он похож? На мужчину или женщину? Ведь мужчина и женщина устроены неодинаково; какого же пола бог — мужского или женского? Или он бесполый? Или он обоего пола (гермафродит)? Бывают такие уродливые люди, у которых так устроены половые (детородные) органы, что у них есть и мужские и женские признаки.

Многие народы верили, что бог — обоеполый (гермафродит). Некоторые еврейские толкователи Библии также Думают, что первый человек был создан обоеполым.

Попы не любят, когда им задают вопрос, кто создан по подобию божию: мужчина или женщина; многие попы объясняют, что «сие надо понимать духовно и таинственно», что не тем похож человек на бога, что у него усы, и глаза, и борода, и ноги, как у бога, устроены, а тем, что у человека, как у бога, бессмертная душа. Об этом — о душе этой са­мой— мы еще потолкуем, но вот скажите: слыхали ль вы, чтобы священник протестовал против того, что бог Саваоф или сын его Иисус изображались с человеческим лицом? И сами попы способствовали распространению сотен мил­лионов икон и других изображений бога в виде человека. А потому они обязаны ответить, какого пола бог — муж­ского или женского, или он бесполый, или двуполый?

Но в Библии есть другой рассказ о сотворении человека, который совершенно разнится от только что разобранного. В главе первой рассказывается, что человек явился на свет как венец творения мира, как завершение его, после расте­ний и животных. А во второй главе рассказывается о том, что бог сначала создал человека, а потом уже все остальное. Читайте, проверьте!

«Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда господь бог создал землю и небо, и вся­кий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла; ибо господь бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лицо земли. И создал господь бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни и стал чело­век душею живою» (Бытие. 2 : 4 — 7).

До сих пор мы видели, как все сотворилось по слову бога: и небо, и Земля, и светила — весь мир, а здесь начи­нается творение во второй раз. Так как Библия составля­лась множеством разных лиц, в разное время, переписыва­лась, подправлялась, то вторая глава является скорее всего первой: люди сначала проще понимали устройство мира, и ихний древний бог создавал мир и все предметы личным трудом, работой; а рассказ о сотворении мира путем творче­ского слова — это уже гораздо более поздний. Бог, по рас­сказу второй главы Бытия, замешивает из земли (глины) и вылепляет человека, как горшечник лепит горшок, как скульптор (ваятель) делает разные фигуры руками. Сле­пивши фигуру, он дует в нее, и человек стал «душею жи­вою». Ну, а у остальных животных, что же, нет такой же «души», как у человека? Попы напрасно стараются это доказать, так как на самом-то деле между устройством и свой­ствами тела человека и животных есть много общего, род­ственного, схожего и никакой душой ни человек, ни живот­ные не обладают. Человек обладает большим умственным развитием, а это объясняется не тем, что бог «отличил» че­ловека, дав ему разум, а историей самого человеческого об­щества. Благодаря труду и изготовлению орудий труда че­ловек выделился из среды всего остального животного ми­ра, частью которого он является. Поэтому человек должен быть назван общественным животным, изготовляющим ору­дия труда (Подробнее об этом см.: Ф.Энгельс. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.,т 20, стр. 486—499) .

Затем во второй главе рассказывается о том, как еврейский бог насадил Едем — райский сад, и опять-таки личным трудом:

«И насадил господь бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал... И сказал господь бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощ­ника, соответственного ему. Господь бог образовал из зем­ли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел (их) к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощ­ника, подобного ему» (Бытие. 2 : 8, 18—20).

Обратите внимание. Звери и птицы, вообще животные, во второй главе создаются также не по слову, а из земли. Затем еврейский бог устраивает перед первым человеком парад: проводит парами всех животных (почему только полевых, как сказано в Библии?). Для чего это он делает? Оказывается, для того, чтобы видеть («всемогущий», «все­видящий» Иегова-Элогим еще не знает наперед этого!!), как назовет Адам животных и птиц. И оказывается, здесь была еще и другая цель: не выберет ли Адам из животных или птиц помощника себе? И «священная» Библия гово­рит торжественно: «Но для человека не нашлось помощни­ка, подобного ему».

Вы только на минуту представьте себе, что это был за парад. В настоящее время существует несколько сот тысяч пород животных. Судя по остаткам в земле, многие живот­ные уже вымерли; значит, число это надо увеличить во мно­го раз. И вот бог собирает со всего земного шара животных, объявляет специальную мобилизацию и совершает над ними крещение,— и все это в один день. Бедный первый че­ловек! Бедный Адам! Он должен был непрерывно болтать, моментально придумывая названия всем этим животным четвероногим, крылатым, носатым, хвостатым, различать по родам, видам, разновидностям, породам! Ведь в каждом названии — «лошадь», «собака», «волк» — заключается сотня признаков, которые все охватываются этим словом: библейский Адам, которому было не больше пяти дней от роду, был так образован, как будто окончил университет по курсу естественных наук!

Но ведь дело происходит в раю: со всего земного шара (как это они успели моментально!) сбежались, слетелись, приползли, приплыли они к Адаму, чтобы креститься у него. Как приплыли по «райским рекам», из которых самая большая — Евфрат, морские киты, морские львы, морские коровы и другие животные, этого не опишет никакая фан­тазия: никакие аэропланы и электропоезда не смогли бы их примчать.

Но, скажет какой-нибудь неосторожный буквоед, зачем же было морским животным приплывать к Адаму; ведь он занимался крещением только полевых зверей и птиц. Но кто же тогда назвал остальных животных, лесных, водяных, насекомых? А кто назвал растения?

Недурное развлечение устроил бог своему первенцу, Адаму; но неужели он думал, что Адам возьмет себе в жены слониху или ослицу?

После того как мудрый еврейский бог Библии удостове­рился, что Адам не желает ни ослиц, ни слоних, ни гу­сынь, ни других животных, он уложил его спать. В первый раз уснул человек, проделав за несколько часов своей жиз­ни такую работу, какую на самом деле проделали со времен греческого мудреца Аристотеля сотни величайших ученых мира, когда они, изучая мир, описали его и дали названия животному и растительному миру.

Адам после проделанной работы по классификации (разделению по родам и видам) и наименованию всех жи­вотных так устал, что даже не заметил во сне, как его пот­рошил Элогим-Ягве.

Для чего же уложил библейский бог Адама спать? А вот послушайте, какой это был хитрый бог.

«И навел господь бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал господь бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет на­зываться женою, ибо взята от мужа (своего)» (Бытие. 2:21—23).

Всемогущий бог до этого либо творил посредством сло­ва, либо из земли. Почему понадобилось женщину созда­вать из ребра мужчины, когда все остальные самки живот­ных, по той же Библии, создавались так же, как и самцы,— это тайна тех составителей, сочинителей Библии, которые писали эту «замечательную», с позволения сказать, «свя­щенную» историю. Можно себе представить Адама, у ко­торого бог вырезывает ребро, как повар режет телятину или баранину на отбивную котлету. Какое ребро бог вынул у Адама, лучше всего поймет каждый, кто сравнит скелеты мужчины и женщины: у обоих одинаковое количество ребер одинакового устройства. Ничего более смешного, наивного, детского не могла придумать человеческая фантазия перво­бытного человека. Почему именно ребро понадобилось, за­чем это всемогущему богу надо было потрошить Адама, ко­нечно, ни один поп не объяснит.

Бог «привел» Еву к Адаму: откуда он ее приводил, где он строил из адамовой говядины женщину?

Сочинители Библии не рассчитывали на эти вопросы. Ведь попы учили, что грех расспрашивать о тайнах бога, выпытывать их, а надо слепо верить. И верующие попы са­ми говорили: «Верую, господи, помоги моему неверию». «Верую, господи, хотя и наперед знаю, что это — ерунда...»

В первой главе Бытия рассказывается, как бог сотворил весь мир в шесть дней словом. Каждый день он произносил всего несколько слов. И вдруг мы читаем (2 : 2—3):

«И почил в день седьмый от всех дел своих, которые де­лал. И благословил бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел своих, которые бог творил и сози­дал».

Вся-то работа этого еврейского [и христианского] бога состояла, как мы видели, в том, что он говорил: да будет то-то! И вдруг — устал и на целый день закатил себе суб­ботний отдых! Просто лодырь придумал и этот отдых, и этот рассказ. И библейский бог Элогим, как видим, тоже порядочный лодырь. Шесть дней ничего не делал, седь­мой — отдыхает...

Когда вспомнишь, что сотни миллионов маленьких и взрослых детей воспитываются церковью на этой «священ­ной» истории о сотворении мира, негодование охватывает и обида за всех трудящихся, особенно крестьян, которых больше всего дурачили этими рассказами сотни и сотни лет попы, а многих дурачат и по сие время. Рабочие — те все-таки давно уже меньше верят этим россказням.

Наука же давно установила, что человек произошел так же, как и все остальные животные. Он является частью животного мира и возник на определенной ступени разви­тия этого мира. Прежде всего

*                              наука о развитии земного шара (геология), и

*                              наука об ископаемых организмах (палеонтология), и

*                              наука об устройстве органов тела у человека и остальных животных (сравнительная анатомия), а также

*                              наука, занимающаяся изучением развития зароды­шей различных животных (эмбриология),—

все эти науки установили, что человек появился на Земле много миллио­нов лет после того, как возникли другие млекопитающие животные.

Наука установила, что не каждый отдельный вид живот­ного возникал самостоятельно, а что тот или иной вид жи­вотных благодаря изменившимся условиям жизни и влиянию окружающего мира давал начало новым формам. На­ука установила дальше, что устройство тела человека (его костяк, его мускулы, хрящи, внутренности, нервы, кровеносные сосуды и другие органы) имеет близкое сходство с устройством тела некоторых животных, в особенности че­ловекообразных обезьян. А это, конечно, указывает на род­ство человека и других животных.

Коротко, что установила каждая наука?

*                                    Геология и па­леонтология установили, что человеческие костяки и другие остатки человека лежат в таких пластах Земли, что им не меньше как около полумиллиона лет.

*                                    Палеонтология и анатомия, далее, установили, что древние костяки человека больше всего подходят к костякам некоторых пород так называемых человекообразных обезьян: совершенно одинаковое, числом 200, количество отдельных костей, почти одинаковое их устройство, только черепная крышка вместили­ща мозга у человека больше.

*                                    Сравнительная анатомия учит нас, что не только костяки так называемых человекообразных обезьян и костяки первобытных людей сходны, но сходство распространяется и на другие части тела.

Ш      Так, на­пример, устройство женской матки; только у обезьян и че­ловека имеется нераздвоенная грушевидная матка.

Ш      Только у обезьян и человека глазная впадина черепа совершенно отделяется от височной костной перегородкой;

Ш      особенно же сходно у обезьян и человека устройство черепа и рук;

человек этими чертами вполне сходен с обезьянами.

Ш      Из обезь­ян так называемые узконосые еще напоминают человека устройством зубов: как и у человека, у них 32 зуба, причем такое же количество клыков, резцов и коренных, как и у че­ловека.

Ш      Крестец у человекообразных бесхвостых обезьян состоит из пяти сросшихся позвонков, как и у человека.

Ш      У человекообразных обезьян образуется такая же, как и у человека, плацента, т. е. послед детский, отпадающая обо­лочка и пуповина.

Ш      Мускулов у обезьяны ровно столько же, сколько и у человека (300).

Ш      Так же расположены волосы на голове и теле.

Ш      Так же устроено сердце. Разница лишь в форме и величине. Но ведь и у разных людей есть эта раз­ница.

Наконец, возьмем физиологию, т. е. науку об отправле­ниях нашего тела: питании, кровообращении, дыхании и т. д.

Ш      Деятельность сердца и выделительных органов (раз­ные железы) обнаруживает полное сходство у человека н узконосых бесхвостых человекообразных обезьян.

Ш      Особен­но замечательно, что у многих видов обезьян самки, достигшие половой зрелости, подвержены периодическим кро­вотечениям (менструации, «месячные очищения» у женщи­ны).

Ш      Так же одинаково выделяется у них молоко и проис­ходит кормление грудью.

Ш      Не менее замечательно то, что эти виды обезьян могут быть заражены такими болезнями, которые считались чисто человеческими (например, сифи­лисом).

На основании этих и многих других фактов великий ан­глийский ученый Чарлз Дарвин доказал происхождение человека от обезьяноподобных предков.

Но есть еще одно очень существенное научное доказа­тельство. Это доказательство дает наука о развитии заро­дыша — эмбриология. Доказательство это заключается в следующем. Изучая жизнь зародыша, люди увидели (под увеличительными стеклами микроскопа), что мужское семя состоит из маленьких-маленьких «живчиков», которые быстро движутся своими жгутиками и устремляются во вре­мя и после полового акта к женскому зародышу (он в науке называется яйцом). Только один мужской живчик прони­кает в середину женского зародыша, после чего начинается развитие этого зародыша: одна клеточка делится на две, на четыре, восемь, шестнадцать и т. д. Дальнейшее разви­тие ведет к тому, что клеточки начинают складываться определенным образом, и образуются разные органы тела.

И вот, если сравнить на известном моменте развития зародыши различных животных, начиная с низших и идя к высшим, — скажем, начиная с лягушки, затем какого-нибудь цыпленка, теленка, обезьяны и, наконец, человека,— то окажется, что зародыш человека как бы проходит через все эти ступени: вначале он в некоторых своих чертах похож на лягушачий, потом на цыплячий, потом на телячий, потом на обезьяний, потом уже принимает вполне человеческий об­лик.

О чем говорит это наблюдение? О том, что современный человек образовался путем чрезвычайно медленных изме­нений в течение многих миллионов лет. Он вышел из жи­вотного мира, и ступени своего исторического развития он в самом общем виде повторяет в своей зародышевой жизни.

Когда доказано было, что Солнце движется, что и Зем­ля вокруг Солнца вращается, это показалось многим неправдоподобным. Да и сейчас есть еще миллионы людей, которые не знают этого. Люди спорили и говорили: где же это видано, чтобы огонь обносили вокруг жаркого на вер­теле, а не наоборот? Одна чиновница очень возмущалась: как же это она, жена титулярного советника, да на вертуш­ке будет жить! Ни за что!

И многие по своему неразвитию и темноте считают, что это очень обидно, что далекими предками их являются обезьяны. Как! Да чтобы я, Иван Иванович Довгочхун, происходил от обезьяны?! Ни в жизнь!

Успокойтесь, Иван Иванович Довгочхун, ничего унизи­тельного в этом нет: из одинакового вещества состоит са­мая маленькая козявка и самый умнейший и добродетельный человек. Как раз наоборот: человек может гордиться тем, что он, будучи по своему происхождению близок к другим животным, сумел так высоко над ними подняться благодаря главным образом тому, что человек — единствен­ное в мире животное, умеющее делать орудия труда. Уни­зительно для человека лишь то, что до сих пор еще прихо­дится многим доказывать, что мир не создан в шесть дней, что никакого бога не существует и что вообще все религиоз­ное мировоззрение совершенно извращенно, неверно отве­чает на все вопросы мироздания.

На главную