СОТВОРЕНИЕ МИРА

 

На главную

 

 

 

ГЛАВА   ШЕСТАЯ

 

 

СОТВОРЕНИЕ МИРА 
В 
ВЕРОВАНИЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ.

 

 

 

 


                             

                  то внимательно   прочел   изложение   первой и второй глав Бытия, тот видел уже, что в Биб­лии имеются два рассказа [о сотворении ми­ра и человека]. Эти два рассказа созданы в разное время и даже разными народами; и теперь, когда открыты древне­вавилонские [и другие древние] памятники и люди научи­лись читать клинообразные надписи на этих памятниках, стало совершенно ясно, что евреи переняли эти рассказы о сотворении мира у вавилонян и вписали их уже после вавилонского пленения в книгу Бытие.

Оба рассказа совершенно противоречат друг другу, и надо совершенно ослепнуть, надо потерять способность честно думать, надо проникнуться мыслью, что в Библии всякая глупость священна, сознательно обманывать или обма­нываться, чтобы не замечать этой путаницы двух противо­речивых рассказов. Теперь доподлинно установлено, что первый рассказ, заключающийся во второй главе Бытия, составлен несколько тысяч лет тому назад, в Аккадии, второй (в первой главе Бытия) — в Вавилонии, несколько позднее первого. Вот вкратце эти два противоречивых рас­сказа.

 

Первый    рассказ    Библии

(элогистский — от слова   «Элогим» —

бог или боги).

Второй     рассказ    Библии

(ягвистский — Ягве [Яхве]

или   Ягу — бог   евреев).

1. Создателями были Элогим, или Алеим, — «бо­ги» (переведено в Библии словом «бог»).

1. Создатель: Ягу-Элогим, Ягу богов, главный правитель (переводится в Библии словами «господь бог»).

 

2.    Земля — хаос,     по­крытый водою. Воды дол­жны быть отделены, преж­де чем появится раститель­ность (глава 1).

 

2.   Земля — сухая   рав­нина.    Растительностъ    не может существовать,   пока не появится дождь (Бытие. 2:5).

 

3.  Растения   созданы   в совершенно   развитом   ви­де, с семенами и   плодами, на земле   вообще   (Бытие. 1 : 12).

 

3.  Растения   в   зароды­ше,  ожидающие   развития, когда их польет дождь, по­являются как будто только в     саду    Едема      (Бытие. 2:8—9).

 

4.   Птицы,   рыбы,   вод­ные    животные   создаются одним    приемом,    сухопут­ные (полевые) животные и гады — другим       приемом (Бытие. 1: 21—25).

4.  Птицы и сухопутные животные сотворены одно­временно     в   один   прием (Бытие. 2: 19).

 

5.  Птицы создаются из воды  (Бытие.   1 : 20).

 

5.  Птицы создаются из земли. (Бытие. 2 : 19).

6.  Деревья   созданы до человека   (Бытие.    1 : 11— 12).

6. Деревья    созданы  после  человека     (Бытие. 2 : 19).

 

7.   Птицы   созданы   до человека (Бытие.  1:21).

 

7.  Птицы созданы после человека (Бытие. 2 : 19).

 

8.   Человек создан пос­ле зверей (Бытие.   1 : 26 — 31).

 

8.  Человек создан   рань­ше   животных   (Бытие. 2 : 7—19).

 

9.  Мужчина и женщина вместе (обоеполое   сущест­во — гермафродит)     созда­ются    одновременно    (Бытие. 1:27)

9.    Женщина  создается после  мужчины  со   значи­тельным   промежутком ме­жду обоими актами творе­ния (Бытие. 2 : 1—23).

 

10.   Человек   создан   по образу      богов        (Бытие. 1 : 26).

10.  Во втором   рассказе Адам и Ева только   тогда становятся подобными   бо­гам, когда вкушают от за­претного       плода      («Вот Адам    стал,    как  один   из нас»)  (Бытие. 3 : 22).

 

11. Человек при созда­нии получает плоды и тра­вы для поддержания суще­ствования, в пищу (Бытие. 1 :29).

 

11. По второму расска­зу, он получает только пло­ды. И только после того, как он согрешил и над ним произнесено проклятие, ему приказано питаться полевой травой, как воз­даяние за его грехопадение (Бытие. 3 : 18).

 

12.  Мужчина и женщи­на    получают     господство над    всей   землей   (Бытие. 1:26).

 

12. Только мужчине по­ручается Едем (Бытие. 2:15).

 

13.  Небо и   земля   соз­даны в 6 дней (Бытие. 1).

 

13. Господь бог (Ягу, или Ягве богов) творит не­бо и землю неопределенное число дней (Бытие. 2:4).

 

14. Боги позволяют есть все плоды земли без исключения (Бытие. 1 : 29).

 

14.  Ягу запрещает,  под страхом смерти, есть   пло­ды известного дерева (Бы­тие. 2 : 16, 17).

 

15. Сад Едем   даже   не упоминается (Бытие.  1).

15.  Все события   происходят  в  саду  Едема   (Бы­тие. 2, 3).

 

16. Боги из хаоса вы­звали к жизни различные элементы: «да произрастит земля». И было так (Бы­тие. 1).

 

16.  Ягу сходит на   зем­лю, вылепляет человека из глины,  дует  в его ноздри, сажает деревья, потом   вы­делывает птиц и   зверей и приводит их к Адаму, что­бы видеть, как он их назо­вет (Бытие. 2:7 — 9).

 

17. Цель этой легенды как бы оправдать праздно­вание субботы.

 

17.   Не содержит ника­ких    упоминаний   субботы. Целью   является,   по-види­мому, установить учение о грехопадении   человека.

 

18. Первая легенда  вся проникнута миропониманием народа, жившего около больших водных  пространств

              18. Вторая легенда создана народом, жившим среди сухих равнин, где только    местами     встречаются оазисы     (орошенные,    покрытые растительностью пространства среди пу­стыни).

 

 

Иной скажет: вот видите, 6000 лет тому назад в Вавилонии записаны же были подобные рассказы. Значит, не одни евреи знали такие рассказы о сотворении мира, а очень многие.

В этом, на самом деле, нет ничего удивительного. Плуг, например, изобретен был людьми в разных концах земно­го шара, как и многие другие орудия производства, совер­шенно самостоятельно. Да и не только орудия производст­ва. Одинаковые совершенно идеи, мысли приходят в голо­ву людям иногда одновременно в разных концах земного шара. Некоторые одинаковые нравы, верования, обычаи мы встречаем у народов, живущих вдали один от другого; зна­чит, у них эти верования, обычаи возникали самостоятель­но: вера в души умерших предков, почитание предков, по­клонение Солнцу, жертвоприношения, умыкание невест, убийство стариков и т. д. Что нужно для того, чтобы стали возможны подобные факты? Нужна одинаковость условий жизни, одинаковость способов добывания пищи, одинако­вые производственные отношения. Вот почему, когда капи­тализм врывается в отсталую страну, когда там образуется эксплуатируемый, угнетаемый класс, пролетариат, лишен­ный средств и орудий производства, вынужденный прода­вать капиталисту свою рабочую силу,— этот класс прони­кается быстро способностью усвоить коммунистическое уче­ние. И это — всюду.

Вот почему мы встречаем у разных народов почти оди­наковые предания о сотворении мира; при одинаковых условиях жизни сложились и одинаковые верования. А так как народы жили все-таки в несколько различной обстанов­ке, то и предания у многих из них, в общих чертах сходные, расходятся в деталях.

Посмотрим, какие же предания сохранились у разных народов о сотворении мира.

Вот рассказ маори — народа, живущего в Новой Зе­ландии, имеющего довольно древнюю культуру.

Вначале была тьма — хаос... потом возникли ощущения, потом желания и мысль. Потом возникло движение... и воз­никли Ранги и Папа — небо и земля. От них произошли боги. В помощь себе Ранги и Папа породили сына божия Коне, или Тане, воздушного бога, «духа святого». Сын бо­жий Тане создал себе жену Хине, а она родила ему дочь. Ранги и Папа имели еще одного сына, Рехуа, который был воплощением небесного огня, был богом Солнца и звезд. Темные пятна на Луне объясняются тем, что мужчина и женщина хотели посмотреть на Луну, подняты были на нее змеей, и маори видят и теперь эти существа на Луне.

Другие племена островитян считают, что острова были выловлены в море каким-нибудь предком-героем. Этого ге­роя они считают богом. Очень распространены рассказы о происхождении мира из яйца морской птицы. Есть рассказ о том, как герой-бог Мауи с Гавайских островов создал Солнце и все живущее и принес сам или послал в красном яйце огонь Солнца. Он привязал Солнце огненными луча­ми и водит его вокруг Земли, он отбил одну ногу у Солнца, чтобы оно медленнее двигалось и высушило одежду Матери-Земли.

В одной старинной рукописи, найденной на островах, говорится о творце мира Таароа:

«В бесконечных пустынных пространствах существовал только Таароа. Не было ни неба, ни земли, ни моря, ни че­ловека. И вот воззвал Таароа свыше и создал образы ми­ра, Таароа стал почвой для корней, подпочвой для скал, Таароа — морской песок, Таароа — далеко вокруг, Таароа светит, как свет; Таароа господствует в небе, Таароа — вез­де, Таароа — мудрость: он создал страну Гавайскую».

На Маркизских островах жители рассказывают: «После того как Нукагива божественной силой поднялся из безд­ны, он создал дочь моря, так же как зародыш животных и растений». Близость вулканов и их устрашающее действие заставили островитян придать им особенно важное значе­ние, и они думают, что человек и его главная пища — ры­ба — были выброшены вулканическим извержением.

У негров различных племен [африканских] существует много разных преданий, кое в чем сходных. Названия их богов, как Молимо, Рубанга, Ликобе, Ункулункулу, Млунго, Калунга, Катонда, Норо, Дендит, Муни, Ньяканг, Ньямбе и т.д., на негритянских наречиях означают: «пре­док», «старейший», также «счастье» и «создатель», «тво­рец».

Ункулункулу — бог зулусов — сын бога Итонга. Он вышел из хаоса и вызвал оттуда человека, затем деревья, затем всех зверей. Племя ашанти верит, что этот бог, под именем Одоманкана, поднялся на небо, за ним хотели по­следовать люди, они стали подниматься на небо, становясь друг другу на плечи, но свалились (Вавилонская башня). Согласно верованиям племени сакалава (на Мадагаскаре), мир был создан двумя богами: все доброе — Занхором, все злое — Ньянгой. Путешественник Ратцель записал преда­ние племени динка, песнь о творении мира:

«В день, когда бог сотворил предметы, сотворил он Солнце,— и Солнце поднялось и опустилось и снова вер­нулось; создал он Луну,— и Луна взошла и опустилась и снова вернулась; и создал он звезды,— и звезды взошли и опустились и снова вернулись, создал он человека,— и человек ушел, сошел на землю и не вернулся».

История творения мира по иранской   библии — «Авесте:

«Так сказал Ахура Мазда (Ормузд) святому Заратуштре:

— Я создал, о, Заратуштра, мир там, где ничего не су­ществовало. Если бы я его не создал, мир превратился бы в небытие.

В противоположность этому миру Анхра-Майнью (Ариман) создал другой, мертвый, в котором было только два летних месяца и десять зимних, когда замерзало все на земле и холод был основой зла.

Тогда я создал гаон (рай), самое прекрасное место на земле, оно усеяно розами, населено птицами в рубиновых перьях».

Тогда Анхра-Майнью (Ариман) сотворил насекомых, которые губят животных и растения и т. д.

Каждому творению светлого бога Ахурам Мазда (Ормузда) его соперник, Анхра-Манью (Ариман), противопоставляет свое и портит дело.

У буддистов (индусов): когда Ананда, ученик Будды, спрашивает учителя о причинах землетрясения, Будда от­вечает: Великая земля, Ананда, утверждена на воде, вода на ветрах, а ветры эти покоятся в пространстве. И вот в та­кое время, когда могучие ветры начинают дуть, воды коле­баться могучими ветрами, от движущихся вод содрогается земля.

В другой сутре (главе) брамин Касиопа объяснял: на чем покоится Земля?—На окружности водной.— А водная окружность?—На ветру.— А ветер?—На эфире.— А эфир?—Ты идешь слишком далеко, о брамин. Эфир ни на чем не покоится, его ничто не поддерживает («Энци­клопедия религии и этики», Джемс Гастингс, т. 4).

Мексика. В давние времена боги собирались в Теотихуаке с целью выяснения, кто же должен управлять ми­ром и кто должен быть Солнцем (светом), так как еще не было дневного света. Божество, по имени Текуцистекатль, предложило осветить мир. Не нашлось среди богов ему по­мощника, все отказывались, прятались. Наконец согласил­ся Нанауатуин. Развели огонь, и оба принесли свои жертвы. Потом надели церемониальные одежды. Их поставили по обе стороны костра. Вначале вошел Нанауатуин, потом Те­куцистекатль. Остальные боги сидели вокруг и ждали, ког­да охваченные пламенем выйдут из костра. Небо вдруг сде­лалось багровым, и появился предутренний свет. Боги пали на колени, они не знали, где выйдет светило, так как кру­гом было светло. Наконец на востоке появилось оно свет­лым сиянием. Потом показалась Луна. Она была такою же светлой, как Солнце. Боги заспорили об их первенстве. Тогда один из них подбежал и ударил в лицо Текуцистекатля, и он стал Луною. Так как боги спорили, то ветер убил всех богов. Но Солнце все еще стояло неподвижно, тогда ветер задул так яростно, что заставил Солнце начать свое путешествие по небу.

Так разлучены были Луна и Солнце.

У финнов есть предания старины,собранные в «Калевале». В первой же главе (руне) этой книги рассказыва­ется про деву, непорочную Ильматар (или Каве) —мать — создательницу воды, дочь воздуха, дочь творенья, которая после очень долгого скитания над бездной вод спустилась вниз:

 

И спустилась вниз девица,

В волны вод она склонилась,

На хребет прозрачный моря,

На свободное теченье.

Начал дуть свирепый ветер,

Поднялась с востока буря,

Замутилось море пеной,

Поднялись высоко волны.

Ветром деву закачало,

Било волнами девицу,

Закачало в синем море,

На волнах с вершиной белой.

Ветер плод надул девице,

Полноту ей дало море.

И носила в тяжком чреве

Полноту свою со скорбью

Лет семисот в себе девица,

Девять жизней человека,—

 А дитя все не рождалось,

Все на свет не выходило...

 

Потом на колени девицы спустилась птица и снесла шесть золотых яиц, одно железное. Когда Ильматар стало очень жарко и она задвигала коленом, яйца упали в море и разбились.

 

Не погибли яйца в тине

И куски во влаге моря,

Но прекрасно изменились,

Превратились все обломки:

Из яйца, из нижней части,

Вышла мать-земля сырая;

Из яйца, из верхней части,

Стал высокий свод небесный.

Из желтка, из верхней части,

Солнце светлое явилось;

Из белка, из верхней части,

Ясный месяц появился;

Из яйца, из пестрой части,

Звезды сделались на небе;

Из яйца, из темной части,

Тучи в воздухе явились.

 

По Корану (священная книга мусульман),

вот что го­ворится о сотворении мира:

(Приводим этот текст по Корану в переводе академика И.Ю.Крачковского («Коран». М., 1963).— Ред.

«И сотворили мы небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней, и не коснулась нас усталость» (50 : 37).

«Он сотворил небеса без опоры, которую бы вы видели, и бро­сил на землю прочно стоящие, чтобы она не колебалась с вами, и рассеял там всяких животных, и низвели мы с неба воду и взрасти­ли на ней всякую благородную пару» (31 : 9).

«Вы ли труднее для создания или небо? Он его построил, воз­двиг свод его и устроил, омрачил ночь его и вывел зарю, и землю после этого распростер, вывел из нее воду и пастбище, и горы — он утвердил их, на пользу вам и вашим скотам» (79 : 27 —33).

«Он — тот, кто впервые производит творение, а потом повто­ряет его. Это еще легче для него» (30 : 26).)

«Посмотри, каждую вещь создали мы с известным назначением. И наш приказ — это лишь единственный (акт), подобный одному только миганию ресницы» (сура — гла­ва—59).

«Истинно, мы создали небо и землю и все, что лежит между ними, в шесть дней, и нас не охватило утомление» (сура 50).

«Он создал небо без видимых столбов и бросил на зем­лю неподвижные горы, чтобы она не колебалась вместе с вами, и распространил на нее все роды животных; и с неба упали воды и произрастили по паре каждого рода» (сура 31).

«Разве вы, люди, можете создать небо, которое он пост­роил?» (сура 79).

 

«Он построил его крышу и сделал это правильно.

И он приказал, чтобы оно было темным ночью,

И велел свету исходить от него днем,

И после этого простер он землю

И приказал из нее выйти водам и травам,

И горы он укрепил прочно

Для вашего удобства и ваших стад.

Это он, исполнивший творение в первый раз.

 

После этого он повторил его, и это ему удалось еще лег­че» (сура 30).

 

украинское сказание

 

Наконец приведем позднейшее украинское сказание, в котором уже сказывается библейский рассказ о сотворении мира.

«Ото, як задумав господь сотворити свит,— рассказыва­ют на Украине,— то-й говорит до найстаршего ангела Сатанаила; а що, каже архангеле мiй, ходим творити свит.— Да ходимо, боже! — каже Сатанаил. Ото вони и пiйшли над море, а море таке темне-темне — сказано: безодня. Ото бог и каже до Сатанаила: бачишь оттую безодню?—Бачу, бо­же! — Идиж, каже, у тую безодню на самее дно, та дистань мени жменю писку; та гляди — як будешь брати, то скажи про себе: беру тебе, земле, на имя господне.— Добре, боже. И впернув (нырнул) Сатанаил у самую безодню, на самий писок; та-й зазлистно ему стало: ни каже, боже! приточу я и свое имя; нехай буде разом и твое, и мое. И бере вин та-й каже: беру тебе, земле, на имя господне и свое. Сказав; прiйшлося виносити, а вода ему той писок так и измивает. Той так затискае жменю, але де вже бога ошукати! Затим вигулькнув из моря, так того писку як не було — геть вода смила. Не хитри, Сатанаиле, каже господь; иди знова, та не приточуй своего имя! Пишов знову Сатанаил, примовляе: беру тебе, земле, на имя господне и свое, — и знову пис­ку не стало. Аж за третим разом сказав уже Сатангил: бе­ру тебе, земле, на имя господне! — и ото уже несе та-й не стиская жмени, так и несе на долони, щоб то вода смила. Але дарма: як набрав повну руку, то так и вынис до бога. И узяв господь той писок, ходить по мори та-й розсивае, а Сатанаил давай облизовати руку: хочь трохи, думае, сховаю для себе, а потим и землю збудую. А господь розсияв: а що, каже, Сатанаиле, нема бильше писку?—А нема, бо­же.— То треба благословити, каже господь, та-й благосло­вив землю на вси чотири части, и як поблагословив, так тая земля и почала рости. Ото росте земля, я тая що у роте и соби росте; дали так розрослася, що-й губу росперае. Бог и каже: плюнь, Сатанаиле! Той зачав плювати да харкати, и де вин плював — то там виростали гори, а де харкав — там скали».

По другому преданию, от этого произошли болота, пу­стынные и бесплодные места. «От через що у нас и земля не ривна. Воно ще кажуть, что нибито ти скали та гори бог знае доки-б росли, а то Петро да Павло як закляли их, то вони вже-й не ростут. А то вже господь и каже до Сатанаила: теперь, каже, тилько-б посвятити землю, але нехай вона соби росте, а ми видпочинемо. А добре, боже! каже Сатанаил. И лягли вони спочивати. Господь почивая, а Сатанаил и думае, щоби землю забрати; и ото п-идняв его та-й бижить (чтобы кинуть в воду), а моря нема; вдарився на пивничь — и там не видати. Побивався на все чотири ча­сти свита — нигде нема моря... Бачить вин, що ничого не вдiе, несе богана то саме мисце та-й сам коло него лягае. По­лежав трохи та-й будить бога: вставай, боже, землю свя-тити. А бог ему и каже: не журись, Сатанаиле, земля моя свячена, освятив я ий сей ночи та вся чотири боки» (Текст приведен по книге: А. Афанасьев, Поэтические воззре­ния славян на природу, т. 2. М., 1868, стр. 459—460.— Ред.).

Целые десятки книг исписаны разными преданиями о сотворении мира. Иному смешно, как думают негры или, скажем, мексиканцы, иные от души посмеются над украин­ской передачей рассказа о сотворении мира. Но чем еврей­ский и христианский (оба они одинаковы) рассказ, изло­женный в Библии, лучше, правдоподобнее?

Древние евреи читали или слышали у вавилонян, бу­дучи у них в плену, рассказы о сотворении мира. Их пере­давали из уст в уста, пока кто-нибудь не записал их. Теперь эти рассказы считаются «истинными» и верующим евреем, и христианином.

И право же, в рассказах каких-нибудь маори или нег­ров нисколько не меньше святости и правды, чем в биб­лейском полудикарском рассказе о сотворении мира.

Мы нарочно привели эти несколько рассказов. Поставь­те их рядом, сравните, выбирайте любой: они все одинаково являются, как говорит основоположник научного социализма Фридрих Энгельс, фантастическим отражением в голо­вах людей окружающего их мира.

На главную