КНИГА БЫТИЕ

На главную

 

 

 

 

 ГЛАВА ПЕРВАЯ

 

 

КАИН И АВЕЛЬ

 

 

 

 


ъ                 иблия рассказывает, что после грехопадения Ева родила Каина и сказала: «Приобрела я человека от господа». По библейскому рас­сказу, уже первая женщина была уверена, что она родила от бога, и, таким образом, по Библии, не Иисус Христос, а Каин был первым сыном божьим, родившимся от женщины. Затем у него родился брат Авель. Про божественное про­исхождение Авеля Библия ничего не рассказывает, но она рассказывает о том, что Авель был пастырь овец, а Каин был земледелец. А мы знаем из истории, что земледелие развилось гораздо позднее, чем скотоводство, и между пер­вобытными земледельцами, которые должны были жить оседло, занимать постоянные участки, притом выбирать наиболее плодородные участки, с одной стороны, и ското­водами, с другой стороны, которые должны были со своими стадами кочевать с одного места на другое, возникали по­стоянные стычки, шла борьба, иногда очень кровавая. Во всяком случае, прежде чем люди стали земледельцами, про­шло много тысячелетий борьбы. Эта борьба между скотово­дами и земледельцами, по всей вероятности, и послужила материалом, из которого сложилось сказание о Каине и Авеле. Библия рассказывает: «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их (тук — это просто-напросто более жирные, вкусные части — саль­ник и почки: бог был лакомка.— прим.автора). И призрел гос­подь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не при­зрел» (4:3 — 5).

Можете себе представить картину такого жертвоприно­шения. Авель, как и тысячи таких же пастухов, режет для своего бога барана и жарит его на огне гораздо лучше, чем какую-нибудь тыкву, или огурец, или виноград. Дым от барана идет высоко кверху, потому что развивается сильное течение воздуха вокруг костра, а дым от какой-нибудь ка­пусты или винограда низко стелется по земле, чадит, не поднимается кверху.

Темные, суеверные люди воспринимают это таким обра­зом: богу нравится баран, не нравится капуста и тыква. А кто этот бог? Это, конечно, какой-нибудь умерший пре­док из рода Авеля и из рода Каина, которому приносят жертву, другими словами, подкармливают его и после смер­ти, так как первобытные народы были убеждены в том, что предки их и после смерти нуждаются в пище и что они, если их время от времени кормить, если им жарить баранов, го­лубей и т. д. и приносить другие жертвы (иногда даже чело­веческие), будут добрыми и будут им помогать в хозяй­стве.

Библия рассказывает:

«Каин сильно огорчился, и поникло лицо его (ну еще бы не огорчиться, ведь он был сын бога. —  прим.автора). И сказал господь... Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (4:5-7).

Бог разговаривает со своим сыном и расспрашивает его. Это еще не такой всеведущий бог, который все знает. Он Старается выпытать у Каина, нет ли у него каких-нибудь замыслов, но Каин упорно молчит, ни слова не отвечает своему папаше.

«И сказал Каин Авелю, брату своему (что он ему ска­зал, так мы ничего и не знаем из Библии. — прим.автора. (В греческом переводе Библии в этом месте говорится: «пой­дем в поле». Эти слова, взятые в скобки, приводятся и в издании Библии Московской патриархией 1968 г. В протестантских изданиях Библии этих слов нет. —  Ред.)). И, когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал господь... Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (4:8 — 9).

Как видите, бог был довольно нехитрый следователь. Ведь людей-то всего было на земле, если верить Библии, двое — Каин и Авель; чего же ему было расспрашивать, кто убил Авеля? Ведь больше-то некому было убивать! А древний бог продолжает свой разговор с Каином и рас­сказывает ему о том, что «голос крови» Авеля взывает к нему от земли. «Голос крови»! Ведь у древних, в особенно­сти со времени охотничьего периода, когда большинство людей умирало на их глазах от ран, нанесенных зверями, истекало кровью, кровь олицетворяла в их глазах жизнь, в крови, по представлению людей, помещалась душа (Представление о том, что в крови помещается душа, сохранилось в религии и по наше время; именно поэтому, например, иудейская религия запрещает употребление в пищу крови животных.), кровь была тем самым началом жизни, посредством которого скреплялись договоры, давались кровавые обеты, и, как увидим впоследствии, даже еврейский бог заключает с Ав­раамом договор, который тот скрепляет кровью, обрезывая себе крайнюю плоть. И ничего удивительного поэтому нет, что древние указания вкладывают в речь бога слова о го­лосе крови, который вопиет от земли. Бог проклинает Каина:

«И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (4 : 11—12).

Итак, это уже вторая ссылка, на которую приходится библейскому богу обрекать людей! Первая парочка, кото­рую он создал, когда он похвастался, что все у него так хорошо выходит, оказалась такой, что ее пришлось через несколько дней выгнать из рая и сослать на поселение. Но яблочко от яблони недалеко катится.

И Каин, о котором Ева говорила, что она приобрела и его от господа, подвергся еще более горькой участи. Он осужден был быть вечным бродягой, и земля не должна была давать для него пристанища. Но Каин подает касса­ционную жалобу.

«И сказал Каин господу: наказание мое больше, нежели снести можно (виноват, господин бог, сознаюсь откровен­но — прим.автора.); вот, ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скиталь­цем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня» (4 : 13—14).

Почему же Каин так боялся, что всякий, кто встретит, убьет его? И кто же это был «всякий»? Ведь в то время как будто, по рассказам Библии, людей-то других не было, так что совершенно непонятно, кто же его мог убить. Рассказ этот был, по-видимому, создан в то время, когда шла борьба между отдельными племенами, когда племя, встре­тивши чужака, либо убивало его, либо калечило, как об этом рассказывает Поль Лафарг в своем объяснении мифа о Каине и Авеле (П. Лафарг.  Религия и  капитал, стр.   118—121) Чтобы его не убили, Каину нужен ка­кой-то знак на теле, какая-нибудь татуировка, по которой можно было бы знать, что его убивать нельзя; нужно было сделать какой-нибудь знак — «табу», т. е. запрещается уби­вать, другими словами, выдать ему охранную грамоту, ман­дат, что ли, как говорят по-теперешнему.

Такую охранную грамоту ему обещает и дает еврейский бог. И сказал ему господь:

«Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сде­лал господь Каину знамение (дал ему мандат.— прим.автора.), чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (4 : 15).

Как видите, между богом и людьми происходят такие разговоры, как между обыкновенными людьми. Это под­тверждает, что человек создал бога по образу и подобию своему, что он представлял себе этого бога (или богов) похожим на людей, думающим и разговаривающим, как обыкновенные смертные.

Итак, потомство Каина должно было превратиться в народ бродяг, которые нигде не имеют постоянного приста­нища. Но вот мы читаем в этой же главе 4, стихи 16—17, следующее:

«И пошел Каин от лица господня, и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город и назвал го­род по имени сына своего: Енох».

Затем Библия рассказывает про многочисленное потом­ство Каина. От одной из жен Ламеха родился Иавал — отец живущих в шатрах со стадами. Брат его Иувал был отцом всех играющих на гуслях и свирелях, т. е., другими словами, прародителем музыкантов. Другая жена Ламеха, Цилла, родила Тувалкаина, который был ковачом всех ору­дий из меди и железа, другими словами, Тувалкаин был прародителем всех слесарей, механиков и кузнецов, лудильщиков, литейщиков, котельщиков и пр.

Читатель, хотя бы и верующий, конечно, вправе оста­новиться на этом, Как же так? Только что бог проклял Каина за убийство Авеля, сказал ему, что он будет вечным изгнанником и бродягой, и вот через три строчки этот са­мый бродяга строит уже города. Правда, не совсем понятно, как это он этот город строит, если людей-то не было? Точно так же не совсем понятно, на ком он женился, так как Библия совершенно не рассказывает, что были другие муж­чины, кроме Адама, и о том, что были другие женщины, кроме Евы. На ком мог жениться Каин совершенно непо­нятно, если только верить Библии; поэтому приходится Библии не верить.

Сказкой является библейский рассказ о происхождении людей от сотворенной будто бы богом пары людей.

Города возникли, конечно, на поздней ступени развития человеческих обществ. Для постройки городов нужен не только материал нужна техника и развитие ремесла и развитие орудий производства, и, самое главное, нужен такой хозяйственный строй, при котором города были бы необходимы людям, нужно такое разделение труда, при котором промышленность отделяется от сельского хозяй­ства. Прежде чем люди достигли этого, прошли века и века. Библейский рассказ о том, что сын «первой женщи­ны» построил город, конечно, является совершеннейшим вымыслом.

Как видите, по этому библейскому рассказу, никакого возмездия Каин на самом деле не получил,— наоборот, бог обещает ему, что если кто убьет Каина (или кого-нибудь из рода Каина), то за того отомстится всемеро. Один из потом­ков Каина произнес перед своими женами такую речь:

«Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и от­рока в рану мне; если за Каина отомстится всемерно, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро (в 490 раз.— прим.автора.)» (4 : 23—24).

Вот, значит, какая кровавая месть господствовала в древние времена, и убийство влекло за собой страшное на­казание.

Жилось потомкам библейского Каина, как видите, не так плохо. Были у них и пастухи, были и кузнецы, ковали они медные и железные орудия, играли на свирелях и гус­лях, плодились и размножались, жили по девятьсот с лиш­ком лет, как рассказывает Библия. А затем и Ева утеши­лась. И про нее рассказывают, что она опять родила сына божия.

«И познал Адам еще (Еву) жену свою, и она родила сына и нарекла ему имя Сиф: потому что, (говорила она,) бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин». (4:25)

Итак, это уже третий сын божий рождается на земле. Христианский «сын божий», Иисус Христос, как видите, не первый.

При этом произошло событие, о котором вскользь упо­минает Библия и которое опровергает все то, что было на­писано до этой главы.

«У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос, тогда начали призывать имя господа». (4 : 26).

Значит, до этого, оказывается, не призывали имя гос­пода. Но тогда с кем же до этого разговаривали Адам и Ева, Каин и Авель? Кому они жертву свою приносили? В Библии вы найдете много таких удивительных мест, кото­рые противоречат одно другому (см. «Про­тиворечия в Библии»).

Объясняется это просто. Библия состоит из отдельных рассказов. Составляли ее бесчисленные рассказчики, каж­дый вставлял что-нибудь свое. Родословная Адама и Евы, конечно, высасывалась из пальца, имена брались с потолка. Редко-редко рассказы Библии являлись отголоском какого-нибудь далекого воспоминания, объяснением какого-нибудь события.

В чем же смысл рассказа о Каине и Авеле? Исследова­тели этого сказания пришли к правильному выводу, что в этом сказании в детской, дикарской форме передается рас­сказ о том, как земледельческие племена победили скотовод­ческие, какие устанавливались кары в свое время за убий­ство члена того или другого рода. А попы из этих расска­зов сделали предмет своих «высоконравственных» пропо­ведей о душе человеческой, о зависти и о прочих смертных грехах, не замечая, что этот рассказ больнее всего бьет их же самих. Еврейский бог, будто бы создавший человека, вложивший в него бессмертную душу, сделавший его по образу и подобию своему, создает ни больше ни меньше как человека-братоубийцу. Этот братоубийца считается сыном божьим, мать считает, что она приобрела его от бога. Отец этот проклинает его, превращает его в бродягу, а через не­сколько строк черным по белому верующие и неверующие могут прочесть о том, как этот бродяга строит город, раз­множает бесчисленное потомство и является прародителем всех живущих в шатрах, всех металлистов и музыкантов.

Такова эта «священная» Библия!

На главную