КНИГА БЫТИЕ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
аждыи учившийся в дореволюционной школе может вспомнить, как в детские годы священник, расхаживая по классной комнате, рассказывал о праведных делах патриархов Авраама (В библейской книге Бытие до главы 17 пишется: «Аврам» и «Сара». В главе 17, стих 5, говорится, что бог сказал Авраму: «Не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: «Авраам». В последующих главах и пишется «Авраам» и «Сарра».), Исаака и Иакова; как за эти праведные дела возлюбил их господь бог; как заключал с ними договоры, которые иногда скреплял даже кровью (обет обрезания); как обещал размножить их потомство, как песок морской и звезды небесные; как испытывал их преданность и честность, а за их преданность и честность награждал их множеством рабов, жен, скота и даровал им победы над другими кочевниками, а иногда и над царями.
Если бы только попы занимались этим делом. Но в том-то и дело, что не только попы. Возьмите сектантов различных толков, которые очень не любят православных попов-церковников. Вспомните адвентистов, евангелистов, даже толстовцев. Конечно, толстовец очень удивится, если сказать ему, что он мало чем отличается от какого-нибудь невежественного, суеверного и занимающегося обманом людей священника или раввина. Как он, последователь учения Л.Н.Толстого, который столько сделал для борьбы с церковниками, ставится на одну доску с попами?! Но из песни слова не выкинешь, приходится это сравнение сделать, хотя оно совсем не в пользу проповедников различных религий.
Л.Н.Толстой в своей книжке «Что такое религия и в чем сущноеть ее» утверждает, что вера библейских патриархов и вообще вера древних евреев делала их высоконравственными.
«Так, например, — пишет он, — древний еврей, веровавший в то, что есть высшее, вечное, всемогущее существо, которое сотворило мир, землю, животных и человека и т.п. и обещалось покровительствовать его народу, если народ будет исполнять его закон, не верит во что-либо неразумное, не согласное с его знаниями, а напротив — это верование разъясняло ему многие без того не разъяснимые явления жизни» (Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений, т. 35. М., 1950, стр. 172).
Давайте посмотрим эту жизнь библейских патриархов так, как об этом рассказывает Библия. Об одном только не надо забывать, что в этих рассказах Библии отражается быт не современных скотоводов-пастухов, а крупных владельцев стад, живших [примерно три] тысячи лет тому назад. Поэтому прикладывать к ним мерку сегодняшнего дня мы, коммунисты, не станем. Но не забудем также, что в своих проповедях попы всегда пытались нам доказать, что именно эта древняя жизнь патриархов-скотоводов и рабовладельцев Авраама, Исаака, Иакова и компании должна служить для нас образцом величайшей нравственности. Вот на этих образцах мы несколько и задержим внимание верующих и неверующих...
Мы не станем касаться родословной праотца Авраама, которая, конечно, просто-напросто взята с потолка, так как эти «патриархи» — и Авраам, и Исаак, и Иаков, и другие лица — вымышленные, несуществовавшие. В главе 11 Бытия мы узнаем краткие сведения биографического характера об Аврааме и Сарре; узнаем, что Сарра была неплодна и бездетна. В главе 12 Бытия рассказывается о том, что бог отдал приказ Аврааму:
«Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего (и иди) в землю, которую я укажу тебе; и я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; я благословлю благословящих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (12 : 1 — 3).
Так разговаривал древний бог Элогим с одним из своих рабов. Аврааму было тогда 75 лет, жена его была немножко моложе. И вот что рассказывает Библия о похождениях этого «святого», выдавая эти его похождения как образец нравственности. Когда голод в стране Ханаанской заставил Авраама прийти в Египет, этот праведный патриарх решил проделать такого рода выгодную спекуляцию: уступить на время свою жену Сарру египетскому фараону для того, чтобы за это получить, во-первых, безопасное проживание в этой стране, а во-вторых, кое-какие подарки. Библия об этом рассказывает немножко не так, как священники рассказывают в школе:
«Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя через тебя. И было, когда пришел Аврам в Египет, египтяне увидели, что она женщина весьма красивая (недурна была старушка, должно быть. — прим. автора); увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов. И Авраму хорошо было ради нее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы, и рабыни, и лошаки и верблюды. Но господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. И, призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми (ее) и пойди. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его и жену его, и все, что у него было» (12 : 11 — 20).
Недурной рассказ, не правда ли? Вот пусть попробуют из этого рассказа вывести настоящую мораль и сказать детям: «Дети, когда вы вырастете и очутитесь в таком же положении, в каком очутился Авраам, то не задумайтесь, солгите и скажите, что ваша жена — не жена ваша, а сестра, отдайте ее какому-нибудь насильнику и получите за это не только жизнь, но и золото, и серебро, и всякие другие богатства и удобства, ибо такова величайшая добродетель одного из библейских патриархов, возлюбленных господа бога».
В
капиталистических
странах есть
множество
женщин,
которые из-за
нужды
торгуют собою.
Их тело
покупают, но
к ним
относятся
обыкновенно
с презрением
даже те, кто
покупает их
тело. Их
называют
проститутками
и всякими
другими
словами,
которые
считаются
позорными. Но
не только
женщины
торгуют
собой. Есть и
такие
мужчины,
которые
продают свое
тело богатым
женщинам,
поступают к
ним на
содержание.
Их также
презирают,
называя их
содержанцами
и прочими
обидными
прозвищами.
Но есть и
такие
господа,
которые
торгуют
своей женой,
своей любовницей
и живут за
счет ее тела.
Это —
презренные
люди, сутенеры.
Никому не
придет в
голову
ставить их
кому бы то ни
было в
образец
добродетели.
А разве в
приведенном
нами
буквальном
отрывке из
главы 12 Бытия
перед нами не
проходит
такой сутенер
—
сказочный библейский
патриарх
Авраам,
который сначала
из трусости,
чтобы спасти
свою шкуру, и
ради наживы
отдает свою
жену первому попавшемуся,
принимает
за это
подарки и
потом со
спокойной
совестью
берет
возвращенную
ему жену, когда
обман раскрылся,
и уходит
довольный,
что господь
бог помог ему
нажить
верблюдов и
ослов, рабов
и рабынь?
Эта выгодная операция, как рассказывает Библия, принесла большие доходы скотоводу Аврааму. В главе 13 рассказывается:
«И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом» (по-современному — настоящий буржуй). Эта операция ему очень понравилась, и при первом же удобном случае он ее вновь повторил. В главе 20 Бытия рассказывается о том, как значительно позже Авраам поселился между Кадесом и Суром и временно находился в Гераре. Дальше рассказывается:
«И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она — сестра моя (помнил он, какие выгоды принесла ему первая такая операция.— прим. автора)... И послал Авимелех, царь герарский, и взял Сарру. И пришел бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа. Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь (не знавший сего) и невинный народ? Не сам ли он сказал мне: она — сестра моя? И она сама сказала: он — брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих. И сказал ему бог во сне: и я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо мною, потому я не допустил тебя прикоснуться к ней, теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив (как просто.— прим. автора); а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои. И встал Авимелех утром рано, и призвал всех рабов своих и пересказал все слова сии в уши их; люди сии (все) весьма испугались. И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают. И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, когда делал это дело? Авраам сказал: Я подумал, что нет на месте сем страха божия, и убьют меня за жену мою; да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей, и сделалась моею женою, когда бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мной сию милость, в какое ни придем место, везде говори обо мне: это — брат мой. И взял Авимелех (серебра тысячу сиклей и) мелкого и крупного скота, и рабов, и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его... И Сарре сказал: вот я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана» (20 :2—14, 16).
Я привел этот [библейский] рассказ, не выбросив ни одного слова. Здесь образец нравственности тот же. Рассказчик привел только разговор еврейского бога с царем Авимелехом. Так как весь разговор происходил во сне, то, конечно, даже если бы это было в наше время, невозможно проверить то, что было во сне. Во сне бог предупреждает Авимелеха, чтобы он не особенно льстился на эту старушку. Авимелех возвращает Сарру по принадлежности и укоряет Авраама, что он его обманул, а с Авраама, как с гуся вода. И хотя Библия рассказывает, что Авимелех к ней даже не прикоснулся, но все-таки Авраам извлекает пользу из этого приключения, получает тысячу сиклей серебра, мелкий и крупный рогатый скот. Сарра тоже получает подарок, и все кончается очень хорошо. После этого, получив богатый калым за свою жену, «помолился Авраам богу, и исцелил бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать» (20 : 17).
Прочтите внимательно эти места Библии, и вы увидите, что все вертится вокруг размножения, вокруг плодовитости. О чем молился Авраам своему богу, который устраивает ему такие выгодные аферы? А вот, видите ли, перестали размножаться рабы и рабыни, и скот перестал размножаться у Авимелеха. Да и сам праотец Авраам все время заботится о том, чтобы умножить потомство, а так как жена его, переходящая из рук в руки, от одного фараона к другому, все никак не может родить, то пришлось прибегнуть даже к тому, чтобы заполучить детей от служанок.
В главе 16 Бытия рассказывается о том, как Авраам сделал женой своей служанку Агарь, и этот рассказ тоже церковь выдает за образец высокой нравственности, который религиозные люди хотели бы поставить в пример растущим теперь детям. Авраам все не верит богу, что у него будет большое потомство, и даже во сне разговаривает постоянно с богом (в религиозных сказках люди главным образом во сне разговаривают с богами, потому что иначе как во сне и не увидишь такое существо, которое называется богом). И вот этот самый еврейский бог [Библии] будто бы во сне дал ему такое доказательство правдивости своих слов:
«Возьми мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой... И налетели на трупы хищные птицы; но Авраам отгонял их»(15: 9 — 11).
Все это происходило во сне. Во сне же приснилось Аврааму, что пламя прошло между рассеченными животными. Мало ли чего не приснится во сне, а Библия делает из этого выводы. Оказывается, в этот день бог подписал договор с Авраамом и сказал ему, что он дает ему такие-то и такие-то земли, которые по одну сторону «от реки Египетской до великой реки».
Но перейдем к рассказу об Агари (Бытие. 16 : 1—16):
«Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка-египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму: вот, господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать (и акушерскими-то делами занимается господь бог. — прим. автора); войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее».
Для современного человека это, конечно, непонятно, как это одна женщина может иметь детей от другой женщины. Для древних народов это было понятно. Не то чтобы тогда одни женщины рождали через других женщин, а в рабовладельческом обществе, там, где были рабы и господа, ребенок рабыни считался ребенком госпожи, если его, новорожденного, клали на колени госпожи. Усыновление детей, хотя бы и чужих, происходило таким образом, и, если ребенок полежал на коленях у мужчины или женщины, он считался их ребенком.
«Аврам послушался слов Сары. И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою».
Не правда ли, очень интересный роман описывается в главе 16 Бытия? Рабыня стала женой своего господина. Госпожа ее — уже старушка, ей больше 70 лет, и так как, повидимому, любовь скотовода Авраама в это время целиком была на стороне более молодой Агари, то служанка начинает презирать свою госпожу. Саррой овладевает ревность.
«И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; господь пусть будет судьею между мною и между тобою, (я — бедная женщина, меня всякий обидеть может. — прим. автора). Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее». (Бытие. 16 : 5 — 6)...
Нравится вам эта семейная сцена? Вот если бы священник рассказал детям точно так, как рассказаны в Библии все эти сцены, то какое он отсюда может делать высокоморальное поучение? Агарь — жена Авраама, она должна родить ему ребенка. Женой его она сделалась с согласия «законной» жены Авраама, Сарры. И как только в ревности Сарра начинает выкладывать ему свои обиды, Авраам, как ни в чем не бывало, говорит: ведь она же служанка, делай с ней что хочешь. И Сарра притесняет ее. В те времена, когда прислуги были рабынями, рукоприкладство превращалось просто-напросто в истязание — наказывали розгами, плетьми, потому что ведь Агарь была рабыней. Агарь убежала. Что же тут поучительного, что здесь нравственного? Чему мы должны учиться у этих рабовладельцев? В дело вмешивается бог. Он посылает одного из своих курьеров (ангела господня) на поиски бежавшей рабыни. Тот находит ее в пустыне и говорит ей строго:
«Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? (притворяется, что не знает.— прим. автора). Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей».
Мораль: раз ты раба, то покорись госпоже своей, хотя бы она над тобой издевалась. Такова поповская библейская мораль. Ну, конечно, к этому еще прибавляется, что тут же этот самый курьер библейского бога Элогима наобещал ей с три короба. Пообещал так умножить потомство Агари, что нельзя будет даже и счесть его от множества. Утешил он ее еще тем, что пообещал ей, что «сын ее будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить он будет пред лицом всех братьев своих».
Правда, как
будто
утешение
маленькое:
быть между
людьми, как
дикий осел,
но
библейский писатель
уверяет, что Агарь
этому обрадовалась,
вернулась к
Аврааму и
родила ему сына
Измаила,
когда
Аврааму было
уже 86 лет. Папаша
был хоть и
старенький,
но с этого
времени он
только еще
начинает
дальнейшее
размножение
своего потомства.
Мы
постараемся
в следующей
главе
ознакомиться
с другими
сторонами
жизни
библейских
патриархов, и
вы увидите,
какая
«красота»
развертывается
перед вами в
Библии, какая
«высокая
мораль»,
какие там
«высокие образцы»
храбрости,
добродетелей,
братства и прочих
хороших
вещей, о
которых нам
проповедуют
попы всех
вер.