КНИГА БЫТИЕ

 

На главную

 

 

 

  ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

 

 

ПРАВЕДНОЕ ЖИТИЕ
 БИБЛЕЙСКИХ ПАТРИАРХОВ

 

 

 

 

 


            аждыи учившийся в дореволюционной школе может вспомнить, как в детские годы священ­ник, расхаживая по классной комнате, расска­зывал о праведных делах патриархов Авраама (В библейской книге Бытие до главы 17 пишется: «Аврам» и «Сара». В главе 17, стих 5, говорится, что бог сказал Авраму: «Не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: «Авраам». В последующих главах и пишется «Авраам» и «Сарра».), Исаака и Иакова; как за эти праведные дела возлюбил их господь бог; как заключал с ними договоры, которые иногда скреп­лял даже кровью (обет обрезания); как обещал размножить их потомство, как песок морской и звезды небесные; как испытывал их преданность и честность, а за их преданность и честность награждал их множеством рабов, жен, скота и даровал им победы над другими кочевниками, а иногда и над царями.

Если бы только попы занимались этим делом. Но в том-то и дело, что не только попы. Возьмите сектантов различ­ных толков, которые очень не любят православных попов-церковников. Вспомните адвентистов, евангелистов, даже толстовцев. Конечно, толстовец очень удивится, если сказать ему, что он мало чем отличается от какого-нибудь невежественного, суеверного и занимающегося обманом людей священника или раввина. Как он, последователь учения Л.Н.Толстого, который столько сделал для борьбы с церковниками, ставится на одну доску с попами?! Но из песни слова не выкинешь, приходится это сравнение сде­лать, хотя оно совсем не в пользу проповедников различных религий.

Л.Н.Толстой в своей книжке «Что такое религия и в чем сущноеть ее» утверждает, что вера библейских патриархов и вообще вера древних евреев делала их высоконрав­ственными.

«Так, например, — пишет он, — древний еврей, веровав­ший в то, что есть высшее, вечное, всемогущее существо, которое сотворило мир, землю, животных и человека и т.п. и обещалось покровительствовать его народу, если народ будет исполнять его закон, не верит во что-либо нера­зумное, не согласное с его знаниями, а напротив — это ве­рование разъясняло ему многие без того не разъяснимые явления жизни» (Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений, т. 35. М., 1950, стр. 172).

Давайте посмотрим эту жизнь библейских патриархов так, как об этом рассказывает Библия. Об одном только не надо забывать, что в этих рассказах Библии отражается быт не современных скотоводов-пастухов, а крупных вла­дельцев стад, живших [примерно три] тысячи лет тому на­зад. Поэтому прикладывать к ним мерку сегодняшнего дня мы, коммунисты, не станем. Но не забудем также, что в своих проповедях попы всегда пытались нам доказать, что именно эта древняя жизнь патриархов-скотоводов и рабо­владельцев Авраама, Исаака, Иакова и компании должна служить для нас образцом величайшей нравственности. Вот на этих образцах мы несколько и задержим внимание верующих и неверующих...

Мы не станем касаться родословной праотца Авраама, которая, конечно, просто-напросто взята с потолка, так как эти «патриархи» — и Авраам, и Исаак, и Иаков, и другие лица — вымышленные, несуществовавшие. В главе 11 Бы­тия мы узнаем краткие сведения биографического характе­ра об Аврааме и Сарре; узнаем, что Сарра была неплодна и бездетна. В главе 12 Бытия рассказывается о том, что бог отдал приказ Аврааму:

«Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома от­ца твоего (и иди) в землю, которую я укажу тебе; и я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; я благословлю благословящих тебя, и злословящих тебя прокля­ну; и благословятся в тебе все племена земные» (12 : 1 — 3).

Так разговаривал древний бог Элогим с одним из своих рабов. Аврааму было тогда 75 лет, жена его была немножко моложе. И вот что рассказывает Библия о похождениях этого «святого», выдавая эти его похождения как образец нравственности. Когда голод в стране Ханаанской заставил Авраама прийти в Египет, этот праведный пат­риарх решил проделать такого рода выгодную спекуляцию: уступить на время свою жену Сарру египетскому фараону для того, чтобы за это получить, во-первых, безопасное проживание в этой стране, а во-вторых, кое-какие подарки. Библия об этом рассказывает немножко не так, как свя­щенники рассказывают в школе:

«Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная ви­дом; и когда египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива бы­ла душа моя через тебя. И было, когда пришел Аврам в Египет, египтяне увидели, что она женщина весьма краси­вая (недурна была старушка, должно быть. — прим. автора); уви­дели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов. И Авраму хорошо было ради нее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы, и рабыни, и лошаки и верблюды. Но господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. И, призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сде­лал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми (ее) и пойди. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его и жену его, и все, что у него было» (12 : 11 — 20).

Недурной рассказ, не правда ли? Вот пусть попробуют из этого рассказа вывести настоящую мораль и сказать де­тям: «Дети, когда вы вырастете и очутитесь в таком же по­ложении, в каком очутился Авраам, то не задумайтесь, солгите и скажите, что ваша жена — не жена ваша, а сестра, отдайте ее какому-нибудь насильнику и получите за это не только жизнь, но и золото, и серебро, и всякие другие бо­гатства и удобства, ибо такова величайшая добродетель одного из библейских патриархов, возлюбленных господа бога».

В капиталистических странах есть множество женщин, которые из-за нужды торгуют собою. Их тело покупают, но к ним относятся обыкновенно с презрением даже те, кто покупает их тело. Их называют проститутками и всякими другими словами, которые считаются позорными. Но не только женщины торгуют собой. Есть и такие мужчины, которые продают свое тело богатым женщинам, поступают к ним на содержание. Их также презирают, называя их содержанцами и прочими обидными прозвищами. Но есть и такие господа, которые торгуют своей женой, своей любов­ницей и живут за счет ее тела. Это — презренные люди, су­тенеры. Никому не придет в голову ставить их кому бы то ни было в образец добродетели. А разве в приведенном на­ми буквальном отрывке из главы 12 Бытия перед нами не проходит такой сутенер — сказочный библейский патриарх Авраам, который сначала из трусости, чтобы спасти свою шкуру, и ради наживы отдает свою жену первому попав­шемуся, принимает за это подарки и потом со спокойной совестью берет возвращенную ему жену, когда обман рас­крылся, и уходит довольный, что господь бог помог ему на­жить верблюдов и ослов, рабов и рабынь?

Эта выгодная операция, как рассказывает Библия, при­несла большие доходы скотоводу Аврааму. В главе 13 рас­сказывается:

«И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золо­том» (по-современному — настоящий буржуй). Эта опе­рация ему очень понравилась, и при первом же удобном случае он ее вновь повторил. В главе 20 Бытия рассказы­вается о том, как значительно позже Авраам поселился между Кадесом и Суром и временно находился в Гераре. Дальше рассказывается:

«И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она — сестра моя (помнил он, какие выгоды принесла ему первая такая операция.— прим. автора)... И послал Авимелех, царь герарский, и взял Сарру. И пришел бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа. Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь (не знавший се­го) и невинный народ? Не сам ли он сказал мне: она — се­стра моя? И она сама сказала: он — брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих. И сказал ему бог во сне: и я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо мною, потому я не допустил тебя прикоснуться к ней, теперь же возврати же­ну мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив (как просто.— прим. автора); а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои. И встал Авимелех утром рано, и призвал всех рабов своих и пересказал все слова сии в уши их; люди сии (все) весьма испугались. И  призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают. И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, когда делал это дело? Авраам сказал: Я по­думал, что нет на месте сем страха божия, и убьют меня за жену мою; да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей, и сделалась моею же­ною, когда бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мной сию милость, в какое ни придем место, везде говори обо мне: это — брат мой. И взял Авимелех (серебра тысячу сиклей и) мелкого и крупного скота, и рабов, и рабынь, и дал Аврааму; и воз­вратил ему Сарру, жену его... И Сарре сказал: вот я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот это тебе покры­вало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана» (20 :2—14, 16).

Я привел этот [библейский] рассказ, не выбросив ни од­ного слова. Здесь образец нравственности тот же. Рассказчик привел только разговор еврейского бога с царем Авимелехом. Так как весь разговор происходил во сне, то, конечно, даже если бы это было в наше время, невозможно проверить то, что было во сне. Во сне бог предупреждает Авимелеха, чтобы он не особенно льстился на эту старуш­ку. Авимелех возвращает Сарру по принадлежности и уко­ряет Авраама, что он его обманул, а с Авраама, как с гуся вода. И хотя Библия рассказывает, что Авимелех к ней даже не прикоснулся, но все-таки Авраам извлекает поль­зу из этого приключения, получает тысячу сиклей серебра, мелкий и крупный рогатый скот. Сарра тоже получает пода­рок, и все кончается очень хорошо. После этого, получив богатый калым за свою жену, «помолился Авраам богу, и исцелил бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать» (20 : 17).

Прочтите внимательно эти места Библии, и вы увидите, что все вертится вокруг размножения, вокруг плодовито­сти. О чем молился Авраам своему богу, который устраи­вает ему такие выгодные аферы? А вот, видите ли, пере­стали размножаться рабы и рабыни, и скот перестал размножаться у Авимелеха. Да и сам праотец Авраам все время заботится о том, чтобы умножить потомство, а так как жена его, переходящая из рук в руки, от одного фараона к другому, все никак не может родить, то пришлось прибег­нуть даже к тому, чтобы заполучить детей от служанок.

В главе 16 Бытия рассказывается о том, как Авраам сделал женой своей служанку Агарь, и этот рассказ тоже церковь выдает за образец высокой нравственности, который религиозные люди хотели бы поставить в пример рас­тущим теперь детям. Авраам все не верит богу, что у него будет большое потомство, и даже во сне разговаривает по­стоянно с богом (в религиозных сказках люди главным об­разом во сне разговаривают с богами, потому что иначе как во сне и не увидишь такое существо, которое называется богом). И вот этот самый еврейский бог [Библии] будто бы во сне дал ему такое доказательство правдивости своих слов:

«Возьми мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против дру­гой... И налетели на трупы хищные птицы; но Авраам отгонял их»(15: 9 — 11).

Все это происходило во сне. Во сне же приснилось Ав­рааму, что пламя прошло между рассеченными животными. Мало ли чего не приснится во сне, а Библия делает из этого выводы. Оказывается, в этот день бог подписал до­говор с Авраамом и сказал ему, что он дает ему такие-то и такие-то земли, которые по одну сторону «от реки Еги­петской до великой реки».

Но перейдем к рассказу об Агари (Бытие.  16 : 1—16):

«Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка-египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму: вот, господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать (и акушерскими-то делами занимается господь бог. — прим. автора); войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее».

Для современного человека это, конечно, непонятно, как это одна женщина может иметь детей от другой женщины. Для древних народов это было понятно. Не то чтобы тогда одни женщины рождали через других женщин, а в рабо­владельческом обществе, там, где были рабы и господа, ре­бенок рабыни считался ребенком госпожи, если его, ново­рожденного, клали на колени госпожи. Усыновление детей, хотя бы и чужих, происходило таким образом, и, если ребенок полежал на коленях у мужчины или женщины, он считался их ребенком.

«Аврам послушался слов Сары. И взяла Сара, жена Ав­рамова, служанку свою, египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпо­жу свою».

Не правда ли, очень интересный роман описывается в главе 16 Бытия? Рабыня стала женой своего господина. Госпожа ее — уже старушка, ей больше 70 лет, и так как, повидимому, любовь скотовода Авраама в это время це­ликом была на стороне более молодой Агари, то служанка начинает презирать свою госпожу. Саррой овладевает рев­ность.

«И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что за­чала, стала презирать меня; господь пусть будет судьею между мною и между тобою, (я — бедная женщина, меня всякий обидеть может. —  прим. автора). Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угод­но. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее». (Бы­тие. 16 : 5 — 6)...

Нравится вам эта семейная сцена? Вот если бы священник рассказал детям точно так, как рассказаны в Библии все эти сцены, то какое он отсюда может делать высокоморальное поучение? Агарь — жена Авраама, она должна ро­дить ему ребенка. Женой его она сделалась с согласия «за­конной» жены Авраама, Сарры. И как только в ревности Сарра начинает выкладывать ему свои обиды, Авраам, как ни в чем не бывало, говорит: ведь она же служанка, делай с ней что хочешь. И Сарра притесняет ее. В те времена, когда прислуги были рабынями, рукоприкладство превращалось просто-напросто в истязание — наказывали розга­ми, плетьми, потому что ведь Агарь была рабыней. Агарь убежала. Что же тут поучительного, что здесь нравственно­го? Чему мы должны учиться у этих рабовладельцев? В дело вмешивается бог. Он посылает одного из своих курьеров (ангела господня) на поиски бежавшей рабыни. Тот находит ее в пустыне и говорит ей строго:

«Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? (притворяется, что не знает.— прим. автора). Она сказа­ла: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей».

Мораль: раз ты раба, то покорись госпоже своей, хотя бы она над тобой издевалась. Такова поповская библей­ская мораль. Ну, конечно, к этому еще прибавляется, что тут же этот самый курьер библейского бога Элогима на­обещал ей с три короба. Пообещал так умножить потомство Агари, что нельзя будет даже и счесть его от множества. Утешил он ее еще тем, что пообещал ей, что «сын ее будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него;   жить   он   будет   пред   лицом   всех   братьев своих».

Правда, как будто утешение маленькое: быть между людьми, как дикий осел, но библейский писатель уверяет, что Агарь этому обрадовалась, вернулась к Аврааму и родила ему сына Измаила, когда Аврааму было уже 86 лет. Папаша был хоть и старенький, но с этого времени он толь­ко еще начинает дальнейшее размножение своего потом­ства.

 

Вот вкратце внутрисемейная жизнь Авраама.

 

 

Пусть те, кто считает Библию «священным писанием», 
имеют мужество сказать детям и взрослым:

 

 

 живите так, как жил праотец Авраам, 
обманывайте, лгите, если вам это выгодно.

 

 

 Ради спасения собственной шкуры
 можете продавать свою жену, 
ради наживы тоже можете 
продавать свою жену.

 

 

Если у вас завелись дети вне той семьи, 
которую вы имеете, то относитесь с презрением к их матерям, 
отдавайте их на поругание «законной» жене;

 

 

законная ваша жена может бить служанок, 
которых она вам приводит сама к постели.

 

Мы постараемся в следующей главе ознакомиться с другими сторонами жизни библейских патриархов, и вы увидите, какая «красота» развертывается перед вами в Библии, какая «высокая мораль», какие там «высокие об­разцы» храбрости, добродетелей, братства и прочих хоро­ших вещей, о которых нам проповедуют попы всех вер.

На главную