СОТВОРЕНИЕ МИРА

 

На главную

 

 

 

ГЛАВА   СЕДЬМАЯ

 

 

ПЕРВОЕ 
ГРЕХОПАДЕНИЕ

 

 

 

 


               рочтите первую и вторую главы Библии, и вы увидите, как еврейские боги Элогим — Ягве радовались всему тому, что они создали. Бог каждый день отмечал в своей записной книжке, как хорошо он устроил мир и в первый, и во второй, и во все шесть дней творения. Бог видел все, что он создал, и вот «хорошо весьма» (Бытие. 1 : 31). И так как это был всемогущий бог, по слову которого из всех нор вылезали звери, гады, выплывали рыбы, вылетали птицы и вырастали деревья и травы, то читатель Библии настраивается сразу на такой лад, что бог, действительно, хорошо все устроил. И вдруг оказывается, что вышло совсем нехорошо. Глава третья на­чинается с того, что «змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал господь бог. И сказал змей жене: подлин­но ли сказал бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, толь­ко плодов дерева, которое среди рая, сказал бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает бог, что в день, в ко­торый вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Бытие. 3 : 1—5). Видите, как нехорошо вышло все. Змей оказался хитрее всех зве­рей. Но кто же его сделал хитрым? Ведь, по Библии, все животные и все, что создано на земле, создано богом, зна­чит, особой хитростью змея наградил тот же бог (Элогим) или, вернее, библейские боги.

Во второй главе рассказывается о том, что эти боги на­садили сад и сказали человеку: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие. 2 : 16—17). Что же это, в самом деле, за история? Что это за змей, который искушает «первую женщину»? И должно быть, еврейские боги создали женщину тоже с таким характером, что она оказалась более податли­вой на искушения, что змей к ней подкатился. Когда мы на­чинаем расспрашивать попов об этом самом змее и об ис­тории с первым грехопадением, попы объясняют нам, что под змеем надо понимать дьявола, который явился Еве в образе змея. Но ведь ни в первой, ни во второй главе Бы­тия нет ни слова о дьяволе. Откуда же взялся дьявол, и кто создал этого дьявола, и на кой черт создан был дьявол? Попы, основываясь на различных местах «священного пи­сания», а вернее сказать, просто-напросто повторяя рас­сказы о духах-демонах и чертях разных диких и полудиких народов, объяснили дело так, что дьяволы созданы бо­гом, так же как и ангелы. Епископ Макарий, митрополит московский и коломенский (Макарий. Православно-догматическое богословие, т. 2. Спб., 1851, стр. 66.— Ред.), составил и напечатал в свое время настольную книгу для попов — «Православно-догма­тическое богословие». В этом сочинении Макарий сам, ко­нечно, ничего не придумал. Он только повторял то, что до него 1000 лет проповедовали такие же шарлатаны, обман­щики, как митрополит Макарий. Митрополит Макарий рас­сказывает нам басню о том, как бог для своих надобностей создал себе слуг. Этих слуг он назвал ангелами. Попы спо­рят о том, в который день созданы были ангелы. Одни го­ворят, что до сотворения неба и земли, другие — что в пер­вый день, а третьи — что после шести дней творения. По­пы долго спорили о том, есть ли тело у ангелов. Некото­рые из них утверждали, что у ангелов есть тело. Так, Ориген, Мефодий и Феогност считали, что у ангелов есть те­ло. Какого же пола это тело? Они долго спорили о том, мужского или женского, а потом решили, что ангелы — бес­полые (другими словами: обоеполые — гермафродиты). Но большинство христианских священников уже стыдится это­го понятия или просто не хочет осрамиться в глазах верую­щих и изображает в настоящее время ангелов бесплотны­ми. Ангелы разделяются на «чины». Число этих ангелов очень велико. «Представь, — говорит «святой» Кирилл Иерусалимский, — как многочисленны народы римские; представь, как многочисленны другие народы грубые, ны­не существующие, и сколько их умерло за сто лет; пред­ставь, сколько погребено за тысячу лет; представь людей, начиная от Адама и до настоящего дня; велико множество их, но оно еще мало в сравнении с ангелами, которых бо­лее. Их девяносто девять овец; а   род   человеческий   есть одна только овца; по обширности места должно судить о многочисленности обитателей. Населяемая нами земля есть как бы некоторая точка, небо столь же больше имеет число обитателей, сколько больше пространства; а небеса небес — содержат их необъятное число».

Ангелы, по учению отцов церкви, разделяются по чи­нам и степеням. Митрополит Макарий говорит, что православная церковь должна придерживаться мнения «свя­того» Дионисия Ареопагита, а именно что «ангелы разделяются на девять ликов, а сии девять — на три чина. В первом чине находятся те, кои ближе к богу, как-то: престолы, херувимы и серафимы. Во втором чине — власти, господства и силы. В третьей — ангелы, архангелы и на­чала».

Неужели вас не охватывает просто ужас при мысли о том, что миллионы людей учили таким нелепостям, выдум­кам, глупостям? Вы только представьте себе: бог творил их отчасти для своего развлечения, отчасти для того, чтобы иметь посланцев для поручений (ведь у него не было ни те­лефона, ни телеграфа, ни радио для того, чтобы посылать людям сообщения о своей воле). Ну хотя бы в проклама­ции, которую напечатал бы и сбросил с неба, а он бы объ­являл свою волю, так нет у него там типографии, да и ан­гелы все неграмотны — ни писать, ни читать, ни печатать не умеют. По еврейскому и христианскому учению, эти ан­гелы занимаются тем, что всю ночь напролет поют славу богу. Шум от этого, должно быть, там стоит такой страш­ный, что старый еврейский бог давнымдавно оглох и не слышит воплей раввинов и верующих, которые несутся к нему. Магометане тоже населили небо миллиардом ангелов, которые славословят аллаха. Так как на земле государст­венный строй был такой, что вокруг царя, короля, султана, императора были министры, вельможи и чиновники разных степеней и чинов, то и на небе попы создали небесного царя по тому же самому образцу, как и на земле. Те же чины, те же чиновники, начиная с 1-го до 14-го класса.

Ну а дьявол откуда же все-таки взялся? Оказывается, по учению православной церкви, бог создал чертей ангелами (хороши ангелы, которые стали чертями!). Создал их добрыми, они сами уже сделались злыми. Можете ли вы себе представить что-нибудь более дикое, чем это учение? Бог, всемогущий и всеведущий, создает ангелов. Эти ангелы через короткое время перестают слушаться бога, откуда-то проникаются гордостью, и бог сбрасывает их с неба и пре­вращает их в дьяволов, в руки которых он предает чело­века и при жизни, и после смерти. Он дает этому дьяволу огромную силу. Иногда дьявол, сатана берет верх даже над богом. Зло побеждает добро, и человек совершает грех. Откуда же это учение? Да это все древнее учение о борьбе в мире, в природе и в человеческом обществе, двух начал — доброго и злого, света и тьмы. Древние религии полны этим. Одни боги у них изображаются добрыми, другие — злыми, одни — ангелами, другие — дьяволами, в одних богах они воплощают силы природы им благоприятные, в других — враждебные. А попам такие сказки очень выгод­ны, и они создали целое учение о том, как разными колдовствами, молитвами, кадилами, образами, свечами, крестом и другими вещами и знаками можно побороть злую силу и доставить торжество добру. Ведь за это колдовство, специалистами которого они сделались, им платят верующие люди.

 

 Ведь с помощью этого колдовства
 они помогали и помогают 
эксплуататорам господствовать.

Ведь с помощью этого колдовства попы и кулаки боролись и в нашей рево­люции против рабочих и крестьян. Ведь не только право­славные, но и другие церкви — еврейская, магометанская и др. — населили мир всевозможными шайтанами, шейдим (чертями), которые, по учению этих религий, сторожат каж­дого человека на земле, дожидаются его грешного тела по­сле смерти, чтобы мучить его и терзать в христианском, иудейском, мусульманском аду.

Итак, попы учат, что дьяволы были созданы сначала в виде ангелов. Когда же случилось их превращение в дьяво­лов? На этот счет, как ни шарлатанили попы, они не могут ничего сказать, но зато они «точно» знают, как пали злые духи. Все ли разом? Нет, отвечает поп. Сперва пал один главный, а потом увлек за собой и всех прочих. И, конечно, где же было уследить библейскому богу за тем, что он соз­давал в такой спешке. Ведь такая мудреная штука — в шесть дней создать весь мир и более миллиарда ангелов! Ну, конечно, не приметил, как создал такого смутьяна, ко­торый потом увлек за собой всех других, не пожелавших подчиниться старому еврейскому богу. Святые отцы много спорили о том, кем же был этот первый падший ангел. Од­ни из них утверждали, что он был самым совершенным из всех ангелов; другие награждали его чином духа первоверховного, которому в подчинение был отдан целый ряд ан­гелов; ну а он этих ангелов и возмутил. И даже о том, каким грехом пали эти ангелы, превратившиеся в бесов, свя­тые отцы имеют «точные» сведения. Одни из них утвержда­ют, что эти ангелы состояли в неестественных связях с до­черьми человека, и ссылаются при этом на слова Библии: «Тогда сыны божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Бы­тие. 6:2). Другие уверяют, что ангелы пали гораздо рань­ше, еще до появления первого человека, и что грех их — это зависть (а кто же наградил их завистью?). Наконец, третьи уверяют, что первым грехом была гордость (а гор­дость откуда?). Как долго дьяволы будут оставаться дьяво­лами, станут ли они еще раз ангелами? На это церковь от­вечает, что дьяволы осуждены на вечную каторгу и в то же самое время они вечно исполняют обязанность мучителей человеческих по воле того же всемогущего бога, ибо ведь без воли божьей даже волос с головы человека не упадет.

А теперь вернемся к грехопадению человека. Значит, дьявол, который был создан на земле в виде ангела, за­брался, по рассказам поповским, в змея и уговорил Еву вкусить яблочка от дерева познания добра и зла. Заметьте: дьявол не говорит: «бог», а говорит: «вы будете, как боги», знающие добро и зло. Да и во всей книге Бытие, и в первой, и во второй, и во многих других главах, где бог назы­вается словом «элогим», речь идет не об одном боге, а о многих богах, ибо слово «элогим» означает «боги». Эти великие, могущественные боги запрещают человеку есть определенные плоды. Они боятся, что тогда все остальные люди уподобятся им.

Но, должно быть, первые библейские люди были уже бунтовщиками против своих господ, богов (элогим). «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бы­тие. 3 : 6—7). Итак, запретный плод был съеден, и ни Адам, ни Ева не умерли. Угроза еврейских богов, элогим, оказа­лась пустой угрозой, запугиванием. Но и в то же время, как рассказывает Библия, они «услышали голос господа бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица господа бога между деревьями рая. И воз­звал господь бог к Адаму и сказал ему: (Адам,) где ты? Он сказал: голос твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал (бог): кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого я запретил тебе есть?» (Бытие. 3 : 8—11).

Обратите внимание, что библейские боги запрещают семье человеческой питаться плодами определенного дерева. Они придают этому дереву таинственное, чудодейственное значение. Вот точно так и дикари считают очень многие предметы запрещенными, табу, потому что первобытные народы думали, что в определенных животных, и в расте­ниях, и в камнях, как и во всех предметах, таятся боги и духи, таятся добрые и злые силы, от которых зависят и жизнь, и смерть, и все существование. Еврейские боги Биб­лии мало чем отличаются от этих дикарей: у них тоже есть свое «табу» — запретное дерево. Эти боги насадили сад, в котором работают и который сторожат люди из семейства Адама и Евы. А боги, устроивши этот сад и отдохнувши, спускаются в него и ходят по саду, под тенистыми деревья­ми, когда жарко (на небе-то, должно быть, нет лесов). Эти боги разговаривают на еврейском языке, и от них Адам и Ева могут даже спрятаться, и всемогущие боги, всевидящие, никак не могут их найти среди деревьев и окликают Ада­ма: «Адам, где ты?» Совершенно непонятно, для чего все­ведущий бог расспрашивает Адама, когда он, по учению попов, все должен знать наперед. Верующие люди говорят: «А это для того, чтобы испытать Адама». Хорошо, зачем же ему испытывать Адама, когда он наперед должен знать, если он всеведущий, что скажет Адам?

Адам, конечно, ссылается в рассказе на жену: «Это жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». В сущности говоря, Адам совершенно прав. Если бы все было, как по Библии, если бы действительно бог создал Еву, то, конечно, вся ответственность за то, какова эта Ева, ложится на этого бога. Если бы еще бог этот дал Еву маленьким ребенком Адаму на воспитание, а он бы ее воспи­тал дурной,— ну, тогда с него можно спрашивать; а то ведь он с ней прожил-то всего несколько дней, да и то в полном неведении, потому что не вкушал еще от дерева познания добра и зла.

Еврейский бог приступает к допросу Евы: «И сказал господь бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Бытие. 3 : 13). Ева тоже права, потому что, действительно, способность обольщать создал ведь не кто иной, как тот же бог, который все создал, по Библии. Услышав вполне разумный ответ Евы, который должен был бы устыдить Элогима (если бы он просто был порядочным существом),— ибо ведь это он послал провокатора змея, — этот бог начинает ругаться и проклинать им же самим сотворенное: «И сказал господь бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Бытие. 3 : 14). Вот оно — страшное проклятие Элогима. На самом деле, когда мы обратимся к изучению животного царства, то мы увидим, что змей вовсе не так уж проклят и обижен приро­дой, что он проворнее, ловчее, сильнее многих других жи­вотных, очень приспособлен к окружающей обстановке и вовсе он не проклят перед ними. Просто смешно читать, как разгневанный дикарь Элогим обещает змею, что тот будет питаться прахом (т.е. землей) во все дни жизни. На са­мом деле змей вовсе не питается прахом, и всякий знает, что он ест лягушек, мышей и других животных, а крупные тропические змеи могут проглотить даже теленка; выхо­дит, что змей просто не послушался этого еврейского бога. А жене еврейский бог сказал: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать де­тей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господст­вовать над тобою» (Бытие. 3 : 16). Подумайте только, осо­бенно вы, женщины: когда вы рожаете ребенка, когда со­вершается рождение нового человека и вы обливаетесь кровью и страдаете, то, согласно этой религиозной дикар­ской сказке, это не оттого происходит, что тело ваше устро­ено недостаточно совершенно, чтобы рожать без мук, а, по учению «святой церкви», оттого, что в незапамятные времена какая-то дикая женщина из племени Адама, которую звали Евой, скушала яблочко! Что сказали бы вы о человеке, который, насадивши сад, проклял бы все будущие поколения за то только, что какой-нибудь мальчик уворовал бы у него запретное яблоко из сада? Вы назвали бы его жестоким, диким, сумасшедшим, а вот еврейский бог (он же и христианский) проклинает еще более страшным прокля­тием род человеческий за одно яблочко. Попы пользуются этим рассказом не для того, чтобы показать жестокость бо­га, а для того, чтобы внушить выгодную для эксплуата­торов всех времен мысль о том, что все страдания челове­ческие — от «первородного греха», оттого, что Адам и Ева скушали яблочко. Попы пользуются этой сказкой для вну­шения трудящимся, что страдания, на которые они обречены в обществе, где господствуют эксплуататоры — капи­талисты и помещики, есть наказание божье за это самое яблочко, которое несуществовавшая Ева съела в несуществую­щем раю. Этому верят еще миллионы людей в разных стра­нах, обманутые попами, и это мешает людям избавиться от страданий, от господства капитала.

Неужели же не стыдно верить в это? Посмотрите на весь мир животных. Разве животные, разве корова, например, не мучается, когда телится, разве не умирают часто животные во время родов? Что же в Библии ничего не рас­сказано о грехопадении коровы? И чем же согрешила коро­ва, что и она должна рожать в муках? Обратитесь к науке, и вы увидите, как бессмысленна эта сказка о причинах стра­дания при рождении нового существа. Вы узнаете, что в устройстве тела существует очень много нецелесообразного и страдания человека происходят от несовершенства устрой­ства его тела и оттого, что люди все еще живут нездоровой, ненормальной жизнью, а в классовом обществе бесчеловеч­ная эксплуатация создает особенно тяжелые условия жиз­ни трудящихся. Но оказывается, что вовсе не обязательно, чтобы женщины в муках рожали детей. Успехи науки сде­лали возможными массовые обезболивания родов в Стране Советов. Советские ученые отменили старое «проклятие божье».

Библейский бог не довольствуется проклятием женщин и змея, он весь род человеческий проклинает и даже всю землю. «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором я заповедал тебе, ска­зав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью бу­дешь питаться от нее во все дни жизни твоей, терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не воз­вратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие. 3 : 17—19). Когда ребенок ушибется обо что-нибудь, он считает ударивший его пред­мет виноватым, он иногда бьет стол и стену, о которую уда­рился, приговаривая: «Вот тебе». Дикарь мало чем отли­чался от этого ребенка. Если его ударил упавший камень, он считал этот камень живым, он либо молился этому камню просил его не причинять ему больше зла, либо прокли­нал этот камень, бил его. Еврейский бог мало чем отлича­ется от этого дикаря. Он проклинает землю, которая ведь ему ничего не сделала, которую он сам будто бы сотворил, по рассказам Библии. И несмотря на эти явные несообраз­ности, Библия является прекрасным орудием для попов и для эксплуататорских классов, чтобы доказать трудящимся, что только в поте лица они должны есть хлеб свой, т. е. только кровавым, тяжелым трудом добывать его. В удел этим трудящимся — тернии и волчцы, т. е. сорные травы и полевые травы, и это на всю жизнь. Но почему же бога­тые люди, господа помещики и капиталисты всех стран, ни­когда не едят ни терний, ни волчцов, ни полевой травы, а едят то, что им вздумается, и лучшее из того, что есть на земле? Почему они никогда в поте лица не добывают хлеб свой? Или еврейский бог проклял только трудящиеся мас­сы, и проклятие его на господ не распространяется?

Все эти библейские «проклятия божьи», все те муки и страдания, на которые, по учению попов, бог обрекает человека, не имеют силы в СССР — стране победившего со­циализма. В СССР нет безработицы, нищеты и страданий масс. Труд, который, по Библии, проклят был богом, труд в нашей стране является делом чести и славы.

В довершение господь превратился в портного: «И сде­лал господь бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Бытие. 3:21). (Мастер на все руки!) Первый портной шьет кожаные одежды. В раю, таким образом, от­крылась первая портновская мастерская с такой вывеской: «Ягве-Элогим и компания. Шьем кожаную одежду». Приодевши их, этот портной сказал: «Вот, Адам стал, как один из нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он ру­ки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его господь бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Бытие. 3:22—24). Другими слова­ми, Адам и Ева были сосланы в места не столь отдален­ные, приговоренные к вечным каторжным работам, а у входа в имение еврейских богов Ягве-Элогим и компания был поставлен небесный городовой с пламенной саблей, который запрещал всем вход. Но так как они уже переста­ли быть рабами Элогима, то, как вольноотпущенники, получили одежду.

Вспомните, что рай, по Библии, был устроен на земле, и даже место этого рая указано, и даже реки, протекавшие по этому раю, обозначены, и эти реки сейчас существу­ют — эти реки в Азии и Африке. Все эти местности были хорошо исследованы, нет клочка, где бы не побывала нога человека; и сейчас именно на этом самом месте живут лю­ди, и вовсе там нет никакого рая.

 

 

 

Но по всей земле, кроме СССР,

 

дерево жизни и дерево познания, т. е. блага жизни и науки

 

превращены в частную собственность эксплуатирующих классов,

 

и попы всех вер являются теми городовыми,

 

которые преграждали и преграждают доступ трудящимся к этим благам.

 

 

 

 

Религия
была и остается огромным препятствием
 к тому, чтобы создать на земле 
действительный рай.

 

 

 

 

И не только еврейские боги, 
но все боги, все «элогимы», 
все господа боятся того,
чтобы знания, наука 
не стали достоянием
народных масс,

 

ибо тогда не будет места
поповскому и капиталистическому 
обману.



Неужели же только для оправдания господства над массами был придуман этот рассказ? Конечно нет. Известный социалист Лафарг дает следующее остроумное объяснение происхождения этих легенд об Адаме и Еве. Он объясняет, что в далекие времена было так: одни, бо­лее могучие, племена покорили себе более слабые. Более сильное племя было племя «Элогим». Эти «Элогим» считались предками. В свое время их просто почитали как предков. Воздавали им такие же почести, приносили им такие же жертвы, какие приносят все дикие и полуди­кие народы своим умершим предкам. Но с течением вре­мени наделили этих предков особыми свойствами, при­сочинили много об их могуществе и, как у всех дикарей, сделали их не только родоначальниками человечества, но и творцами мира. Ведь и другие племена, не только еврей­ские, считают многих своих богов своими предками. И вот племя «Элогим» держало в своем подчинении другое пле­мя, которое называлось «Адам». «Элогим» запретили это­му племени есть плоды некоторых деревьев, которые они считали для этого племени запретными, «табу», а могли есть только сами. Сами они ходили в одежде, а племя «Адам» ходило голым, как это и было встарину, что рабы и рабыни были голые, когда их господа была одеты. А ког­да рабы Адам и Ева скушали запретные плоды, эти рабовладельцы «Элогим» стали бояться, как бы они не вышли из-под их власти, как бы они не стали, как один из этих «Элогим». Что касается борьбы со змеем, то вся история первобытных народов полна рассказами о змее, о драконе, как одном из божеств, борющемся с другими божествами. Многие народы считали змея своим предком. Они возд­вигали ему храмы и молились ему так же, как и другим богам, которых тоже считали предками рода человеческого. Иногда какой-нибудь народ назывался именем змея. Это  было родовое имя. И Лафарг думает, что племя из рода «Змей» и подговорило племя «Адам» восстать против пле­мени «Элогим». Отсюда и обещание «Элогима» посеять вражду между этими двумя племенами (см. Поль Лафарг. Миф об Адаме и Еве, П.Лафарг.   Религия   и   капитал.   М.,   1937,   стр.  100—120).

И даже слова, касающиеся отношений между женщи­ной и мужчиной, объясняются условиями жизни перво­бытных народов. Во второй главе, стих 24, говорится: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей». А в стихе 16 главы третьей говорится совершенно другое: Элогим объявляет женщине, что от­ныне воля ее будет подчинена воле ее мужа и что он бу­дет господином ее. Что это значит? Это значит, что было такое время, когда не мужчина брал себе жену и подчи­нял ее себе, а женщина брала себе мужа, оставаясь в семье своей матери. Было время, когда на земле был материнс­кий семейный строй (матриархат), когда во главе семьи стояла женщина; а впоследствии, в результате изменений хозяйственных условий жизни, способов добывания средств к жизни, во главе семьи стал мужчина. Муж стал брать себе жену и господствовать над нею. И тогда женщины, по­добные библейской Руфи, говорили: «Куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой бог — моим богом» (Руфь. 1:16).

Во всем этом ровно ничего «святого» нет, а есть дале­кие-далекие воспоминания, запутанные позднейшими соста­вителями этих воспоминаний о дикарских временах.

На главную