СОТВОРЕНИЕ МИРА

 

На главную

 

 

 

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

 

 

НОЕВ ПОТОП

 

 

 

 


        ет 70 тому назад на левом берегу реки Тигра английский ученый Рич открыл под песком и землею похороненный древний город Ассирии, упоминаемый в Библии, Ниневию. Этот город раскопали и раскрыли огромные дворцы ассирийских царей, сады, улицы, каменные дома и храмы, покрытые старинными надписями и изображениями героев и богов. И то, что бы­ло скрыто землею в течение многих веков, вновь открылось перед взором человеческим. Замечательнее всего были отк­рытые там огромные царские библиотеки. Книги в них бы­ли не бумажные, а кирпичные: на кирпичных плитках вдав­лены непонятные письмена. Долго не могли прочесть эти книги, но потом понемногу разобрали. И вот среди этих книг на разломанных плитках нашлись и записи старинно­го ассирийского сказания о потопе. Эти надписи были сде­ланы за много столетий до того времени, как, по рассказам Библии, жил сказочный герой Моисей. Так как ассирий­ское царство одно время (около 2650 лет тому назад) заво­евало еврейское царство, то евреи переняли вместе с мно­гими обычаями ассириян и их религиозные верования. Мно­гие свои религиозные верования, вошедшие и в Библию, ев­реи переняли также у вавилонян, под власть которых они позже подпали. Так, например, рассказ о Мардохее и Эс­фири есть несомненно отголосок вавилонских рассказов о Мардуке и Иштар. А вместе с тем они переняли у ассириян и вавилонян и рассказ о всемирном потопе. Эти рассказы еврейскими позднейшими писателями переделывались и пе­реписывались, разные списки потом были соединены вмес­те и образовали рассказ Библии о «ноевом потопе», в кото­ром, как мы дальше увидим, на самом деле имеются два рассказа, составленные разными лицами и даже разными племенами. Что же рассказывает ассирийский рассказ о «потопе»?

Содержание этого сказания в основном следующее.

Развращение среди людей достигло крайней степени. Тщетно для их вразумления и предостережения боги насы­лали одно за другим различные бедствия: лихорадку, засу­ху, неурожай, бесплодие и голод,— ничто не помогало. Тог­да они решили поразить землю и уничтожить грешное че­ловечество потопом.

В это время в вавилонском городе Шуриппаке царем был некий Ут-Напиштим, по прозванию «Хасисатра», т. е. «Премудрый». Бог мудрости и водной стихии Эа, узнав о плане богов и желая спасти своего любимца царя, явился однажды ему и сказал: «Человек Шуряппака, разрушь свой дом, выстрой судно, оставь богатства, думай о жизни, — не­навидь богатства ради жизни, погрузи семена всей жизни во внутренность судна». Затем Эа указал Ут-Напиштиму размеры судна и научил его, как отвечать на возможные недоуменные вопросы со стороны жителей города относи­тельно построения им корабля.

Ут-Напиштим последовал совету божества: в несколько дней он выстроил огромное судно, обшил его, обмазал смолою, разгородил внутри на ряд отделений, приделал руль, поставил мачту и затем погрузил в него свое движи­мое имущество, семью, родственников, «все семя жизни... скот полевой и зверей полевых».

Вечером в назначенный день хлынул страшный ливень; царь вошел внутрь судна и захлопнул двери. С раннего утра вовсю разыгралась сильнейшая буря: на небо вползла огромная черная туча, из середины ее гремел бог бу­ри Адад, другие боги и небесные духи свирепствовали вместе с ним, гром потрясал небо, молнии освещали землю. Весь мир окутался мраком, брат не видел брата, люди не узнавали друг друга. Сами боги испугались потопа и в страхе укрылись на высшее небо, к верховному божеству Ану. Богиня Иштар горько плакала по гибнущему роду че­ловеческому и жалела, что согласилась на потоп.

Шесть дней и шесть ночей бушевала буря, и воды заливали землю; лишь с утра седьмого дня наводнение стало спадать, и потоп прекратился. Землю покрывало необозримое море воды, «все человечество стало грязью, выше кровель легло болото», Ут-Напиштим открыл окно, взглянул на мир и заплакал. Судно остановилось на горе Низир и шесть дней не могло тронуться с места. На седьмой день Ут-Напиштим выпустил голубя, но голубь не нашел сухо­го места и возвратился обратно. То же затем случилось и с ласточкой. На третий раз был выпущен ворон; ворок уви­дел спад воды, стал питаться трупами и не вернулся.

Тогда Ут-Напиштим вышел из судна и совершил благодарственное жертвоприношение богам. «Боги почуяли запах (жертв), боги почуяли добрый запах, боги слетелись, как мухи, над приносящим жертву». Богиня Иштар в вечное вос­поминание о страшном бедствии распростерла по небу свое ожерелье из ляпис-лазури, радугу, и гневно сетовала из-за гибели людей по адресу главного вдохновителя потопа — бога Бела. Бел при виде спасшихся Ут-Напиштима и его близких рассвирепел на богов, выдавших тайну его планов. Премудрый Эа указал ему крайнюю суровость наказания людей, среди которых погибла масса невинных, и советовал лучше применить бы хищных зверей, или голод, или чуму, а только не потоп. Бел смягчился, поднялся на судно, бла­гословил спасшихся и поселил их «у устья рек» — в раю.

А теперь перейдем к библейскому сказанию о «ноевом потопе». Как мы уже раньше объясняли, в Библии сущест­вует смесь разных рассказов: одни рассказы, составленные евреями, веровавшими в богов «Элогим» (элогистские рас­сказы), а другие — евреями, веровавшими в бога Ягву, или Ягве (ягвистские рассказы). Мы опускаем здесь в Библии (книга Бытие) главы 4 и 5, к которым мы еще вернемся скоро. Когда мы приступаем к главе 6, то вдруг узнаем, что, «когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали себе их в жены, какую кто изб­рал». Для нас ничего удивительного нет в этом рассказе о сыновьях божьих, которые женятся на дочерях человечес­ких. Почти все народы придумали такие рассказы о сыновь­ях божьих. Очень многие люди возводились в божествен­ный сан, их происхождение считалось божественным. Цари, например, так те прямо приказывали, чтобы им сочиняли родословную, из которой было бы видно, что они происхо­дят от богов. Такие родословные сочинили по адресу Алек­сандра Македонского, императора Августа, Чингисхана и других. Китайские императоры назывались сынами неба, а японские микадо — сыном восходящего солнца (да ведь и о Николае II попы учили, что он — «божий помазанник»). Что же удивительного, что евреи, которые ничем не отлича­лись в свое время от других диких и полудиких народов, сочинили такой же рассказ о сыновьях божьих, которые же­нились на дочерях человеческих?

В главе 6, стих 4, заключается новый рассказ об исполи­нах. «В то время,— рассказывает Библия,— были на зем­ле исполины, особенно же с того времени, как сыны божий стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: «это — сильные, издревле славные люди». Библейские сыновья божьи ни больше ни меньше, по-видимому, как сказочные герои или духи, которых евреи считали своими родоначальниками, издревле сильными и славными людьми. Конечно, с течением времени они стали придавать им и осо­бые свойства, считать их исполинами. Ведь почти у всех на­родов сложились такие рассказы об исполинах и великанах. Между тем нигде в земной коре, среди остатков [от живых существ] прежних времен, и следов таких великанов нет, о которых рассказывает Библия.

Казалось бы, все происходило на земле довольно хорошо, настолько хорошо, что даже сыновья божьи женились на дочерях человеческих. И вдруг мы читаем (глава 6, ст. 5—7): «И увидел господь (бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое   время;  и раскаялся   господь,   что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем. И сказал господь: истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных, истреблю, ибо я раскаялся, что создал их». И дальше, сти­хи   11 — 12:  «Но земля   растлилась   пред   лицем   божиим, и  наполнилась  земля  злодеяниями.  И  воззрел   (господь) бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извра­тила путь свой на земле». Каждый верующий вправе спро­сить: кто же эту землю-то растлил? Кто развратил людей? Уж не те ли сыновья божьи, которые сходили к дочерям человеческим? И еще каждый вправе спросить: если бы да­же согрешили люди, с которыми бог все-таки разговаривал, то почему же было нужно истребить всех животных и птиц небесных?  Чем, например, согрешила ворона или воробей чем согрешил перед богом? И какой это путь-то   им   был предписан, который-они извратили? Конечно, таких вопро­сов можно задать очень   много,   и   ни   один   поп   никогда сколько-нибудь внятно на них не ответит, кроме того, что скажет, что на то «воля божня», что «пути господни неис­поведимы». Но ведь рабочие и крестьяне не могут удовлет­вориться такими пустяковыми ответами.

Затем в Библии идет маленькая родословная Ноя, в ко­торой сказано буквально следующее: «Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета» (Бытие. 6 : 9—10). Вот и все жизнеописание. Биб­лия рассказывает, что бог потопил всех людей на земле, ос­тавил только Ноя и трех его сыновей, и каждый верующий мог бы ожидать, что ему расскажут о каких-нибудь особен­ных заслугах Ноя, а все-то его заслуги заключаются в том, что он «ходил пред богом». Как это он ходил пред богом, передом или задом, направо или налево, об этом Библия не рассказывает. Приходится ограничиться только голо­словным заявлением библейского писателя, что Ной был человек праведный и непорочный, а о трех сыновьях, кото­рые были спасены от потопа, о них ровно ничего не говорит­ся, даже неизвестно, «ходили» ли они перед богом. А даль­ше уже идет рассказ о потопе. Если вы выделите, как это сделали исследователи Библии,

*      в 6 главе стихи 13—22,

*      в 7 главе стихи 6—9, затем

*                                  13—15 до половины 16-го, затем от 18-го до 21-го и 24-й стих, а

*      в главе 8 стих 1 и половину 2-го, половину 3-го до 5-го, затем от 13-го до 19-го стиха,

*      в главе 9 стихи от 1-го до 17-го,

то вы получите один рас­сказ;

*      остальные части главы 6 со стиха 5-го до 13-го и

*      главы 7 и 8

относятся ко второму рассказу.

Чтобы было более ясно, оба рассказа здесь приведены отдельно, причем вместо слова «бог» в соответственных местах вставлены слова «Элогим» и «Ягве».

Элогистское сказание о потопе гласит:

«И сказал (Господь) бог (Элогим.— прим. автора) Ною: конец всякой плоти пришел пред лице мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьде­сят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отвер­стие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ков­чег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье (жилье).

И вот, я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою я поставлю завет мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.

Введи также в ковчег (из всякого скота, и из всех гадов, и) из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтобы они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из (всех) птиц по роду их, и из (всех) скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых (с тобою, мужеского пола и женского). Ты же возь­ми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею. И сделал Ной все: как повелел ему (Господь) бог (Элогим.— прим. автора), так он и сделал...

Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа. И (из птиц чистых и из птиц нечистых, и) из скотов чистых и из скотов нечи­стых (и из зверей) и из всех пресмыкающихся по земле, по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ков­чег, как (господь) бог (Элогим.— прим. автора) повелел Ною...

В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый (27) день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились...

В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними...

И вошли к Ною в ковчег по паре (мужеского пола и женского) от всякой плоти, в которой есть дух жизни; и вошедшие (к Ною в ковчег) мужеской и женский пол вся­кой плоти вошли, как повелел ему (господь) бог (Элогим.— прим. автора).

Вода уже усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись (все высокие) горы...

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

И вспомнил Бог (Элогим.— прим. автора) о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся), бывших с ним в ковчеге; и навел Эло­гим ветер на землю, и воды остановились. И закрылись ис­точники бездны и окна небесные...

И стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадца­тый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого меся­ца показались верхи гор...

Шестьсот первого года (жизни Ноевой) к первому (дню) первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли. И во втором месяце, к двадцать седьмому дню меся­ца, земля высохла. И сказал (господь) бог (Элогим.— прим. автора) Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех жи­вотных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и ско­тов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разой­дутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. И вышел Ной и сыновья его, жена его, и жены сы­нов его с ним; все звери, и (весь скот, и) все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега» (Бытие. 6: 13—22; 7:6—9, 11, 13, 15, 18—20, 24; 8 : 1—2, 3—5, 13—19).

Таков один библейский рассказ о потопе.

Те же части, которые вошли в Библию из другого, ягвистского сказания о потопе, таковы:

«И увидел господь (бог) (Ягве.— прим. автора), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помыш­ления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся господь (Ягве.— прим. автора), что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем. И сказал господь (Ягве.— прим. автора): истреблю с лица земли человеков, которых я со­творил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных ист­реблю, ибо я раскаялся, что создал их. Ной же обрел бла­годать пред очами господа... (Ягве.— прим. автора.). Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред богом (Ягве.— прим. автора.). Ной родил трех сыновей: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицем божием, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел... бог (Ягве.— прим. автора) на землю, и вот, она раст­ленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.

И сказал... бог (Ягве.— прим. автора) Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел я праведным предо мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а также и из птиц небесных (чистых) по семи, мужеского пола и женского; (и из всех птиц нечистых по две мужеского пола и женского;) чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней я бу­ду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что я создал, с лица земли...

Через семь дней воды потопа пришли на землю...

И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей...

Они, и все звери (земли) по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые, и вошли к Ною в ковчег... и затворил господь... (Ягве.— прим. автора) за ним (ковчег). И продолжалось на земле навод­нение сорок дней (и сорок ночей), и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею...

И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по зем­ле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое суще­ство, которое было на поверхности (всей) земли; от чело­века до скота, и гадов, и птиц небесных,— все истребилось с земли: остался только Ной и что было с ним в ковчеге...

И перестал дождь с неба... По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, (чтобы видеть, убыла ли вода с земли,) который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на по­верхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семь дней дру­гих и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвра­тился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней других и (опять) выпустил го­лубя; и он уже не возвратился к нему...

И устроил Ной жертвенник господу (Ягве.— прим. автора), и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял господь (Ягве.— Прим. автора) приятное благоухание, и сказал господь (бог) в сердце своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живу­щего, как я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жат­ва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Бытие. 6 : 5—13; 7 : 1—4, 10, 12, 14, 16, 21—23; 8: 2, 6— 12, 20—22).

Оба эти рассказа Библии о потопе, как видит читатель, неодинаковы.

Прежде всего в еврейском подлиннике оба эти рассказа легко отличаются тем, что

*      в одном рассказе везде бог на­зывается «Элогим»,

*                      во втором называется «Ягве».

*      В пер­вом рассказе бог велит взять по паре мужского пола и жен­ского от всякой твари, в которой есть дух жизни, а

*                      во вто­ром рассказе говорится: «От всякого скота чистого возьми по семь пар мужского и женского, скота нечистого по две, так же птиц».

*      В первом рассказе говорится о том, что дождь лил 150 дней, а

*                      во втором — 40 дней.

*      По первому сказанию, вода убывала 5 1/2 месяцев, а

*                      по второму — 21 день.

*      По пер­вому сказанию, потоп происходил от тех вод, которые над твердью небесной, т. е. от первобытного моря, оттого, что раскрылся океан небесный;

*                      во втором рассказе — просто от дождя.

Если мы теперь попробуем сравнить оба рассказа с приведенным нами вначале ассирийским рассказом о по­топе, то увидим, что большая часть библейского рассказа просто-напросто заимствована из написанного гораздо раньше ассирийского рассказа.

А теперь представим себе только картину этого потопа, как она изображена в Библии. Приходит бог к праотцу Ною и объявляет ему, что через семь дней начинается по­топ. За эти семь дней Ной с сыновьями должен был сде­лать такую работу: построить ковчег — корабль, который мог бы вместить по семи пар «чистых» и по одной паре «нечистых» животных и птиц и других животных, да про­довольствие заготовить на все время, каждому такого рода, к какому он привык, да собрать всех этих животных со все­го земного шара. Не знаем, хороший ли был плотник Ной. Но если принять на веру библейский рассказ о размерах ковчега, то теперь строят морские корабли намного поболь­ше этого ковчега, весь-то этот ковчег во всяком случае по размерам поменьше бывшего Зимнего Дворца в Ленингра­де. Радио у Ноя не было, телеграфа — тоже, а надо было объявить и полярным медведям, и полярной сове, и песцу, и белой куропатке, и другим полярным зверям, и тропиче­ским, чтобы они явились для отправки в путешествие в ноевом ковчеге, потому что в ноев-то ковчег пускали только по плацкартам, а то в такой суматохе без плацкарт-то наби­лось бы, конечно, не по одной паре и не по семь пар. И вот представьте себе: в семь дней приползли, прилетели, при­бежали, прискакали звери и птицы, гады и насекомые ото­всюду, со всех концов земного шара; ведь Библия расска­зывает о всемирном потопе, и если какая парочка не попала на ноев ковчег, то она должна была погибнуть, так как Библия утверждает, что все остальные погибли. Как они туда влезли, в этот ноев ковчег, это трудно сказать,— дол­жно быть, пищали, да лезли, потому что иные животные были таких громадных размеров, что ни в какие «ноевы во­рота» не влезли бы. Потом для этих животных надо было почти на целые пять месяцев заготовить продовольствие. Не знаем, кто был наркомпродом в ноевом ковчеге и по ка­кой норме выдавали зверям. Но даже если бы им выдавали и по маленькой норме, то и тогда для всех этих животных нужно было бы приготовить такое громадное количество продовольствия, что никакой поев ковчег, хотя бы к нему были две-три баржи прицеплены, не поместил бы его. Ведь животных, и птиц, и пресмыкающихся имеется несколько тысяч видов. Библия рассказывает, что пищу надо было взять такую, какою питаются звери,— значит, для волков надо было запасти овец или коров, для львов — тоже жи­вотных, оленей или чего-нибудь в этом роде, так же для тигров, для медведей, для леопардов и пр. и пр. Огромные запасы сена для жвачных. Надо было поймать парочку львов, и тигров, и носорогов, и бегемотов, и кабанов, и на­секомых, и всех птиц надо было поймать хоть по парочке. И если нас иногда мучает клоп, или таракан, или вошь, то мы должны помнить, что библейский бог спас их от пото­па, хотя бы по одной паре на расплод.

Можно себе представить, какое это было веселое путе­шествие! Какой там стоял невообразимый шум и запах! Один из верующих объяснял мне как-то на диспуте: ведь нельзя же думать, что там все звери расположились с удоб­ствами; ну, скажем, стоял верблюд, объяснял он мне, а про­меж ног у него стояли звери поменьше. Можно себе пред­ставить верблюда, который стоит пять месяцев раскоря­чившись на одном месте и не погибает. Тут уж никак не обойдешься без поповского изречения, что «для бога все возможно». Затем, каким образом хищники уживались там с травоядными? Об этом нам Библия не рассказывает, да об этом и рассказать нельзя. Через пять месяцев («по окончании ста пятидесяти дней») этот корабль останавли­вается на горе Араратской. Казалось бы, что путешествие кончилось довольно благополучно. Все, кто был в ковчеге, прибыли на станцию Арарат в полном здоровье, а все ос­тальные живые существа погибли. Бог велел всем выйти из ковчега, и они все разбрелись по земле. И тут, в конце рассказа, происходит довольно странная вещь:

«И устроил Ной жертвенник господу; и взял из всяко­го скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесож­жение на жертвеннике. И обонял господь приятное благо­ухание, и сказал господь... в сердце своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду боль­ше поражать всего живущего, как я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Бытие. 8 : 20—22). Заметьте, что это все сказано в конце того рассказа, где говорится о том, что всего было взято по паре от всякой плоти; но если Ной принес от всякого скота в жертву, то что же осталось? От­куда пошло размножение от всех этих «чистых животных»? Представьте себе только этого бога, который все потопил, который истребил младенцев на всей земле (они-то чем со­грешили?), а потом сидит и нюхает жареных баранов, овец, быков и других животных, которых ему поджаривает Ной с сыновьями. Чем же это отличается от ассирийского рас­сказа о богах, которые собрались после потопа и вдыхают сладкое благоухание, которые, «как мухи, собрались над приносящим жертву». В еврейском рассказе бог опускает радугу, и в ассирийском госпожа богов опустила радугу. Но что следует отметить, так это то, что евреи переделали ассирийский рассказ о наводнении в одной только местно­сти в рассказ о всемирном потопе, а в ассирийском рассказе вовсе не говорится о том, что потоп был всемирный.

Даже напротив. В нем идет речь не о потопе, а о навод­нении, и не всемирном, а местном. И случилось, согласно этому рассказу, это наводнение в одной только стране и уж никак не во всех. И этот потоп, по словам ассирийского ска­зания, продолжался не целый год, а всего лишь семь дней; а сбывала вода не месяц, а всего лишь одни сутки. Кроме того, в ассирийском сказании прямо говорится, что вода не покрывала всех вершин гор: там сказано, что корабль Ут-Напиштима остановился у горы Низир как раз тогда, когда потоп был в самом разгаре.

Горы Низир существуют и по сие время, и вышиною они всего лишь сто метров — это самое большее!

Значит, потоп, который мог лечь в основу ассирийского рассказа, был вовсе даже и не потоп, а месопотамское на­воднение, к тому же довольно обыкновенное и частое в тех местах. Евреи превратили этот рассказ в сказку о всемир­ном потопе. На самом деле никакого всемирного потопа ни­когда не было .

Конечно, местные на­воднения бывали и бывают сейчас, и рассказы о потопах существуют почти что у всех народов, живущих вблизи водных пространств. Но ведь Библия и попы не этого добиваются; они добиваются того, чтобы путем Библии объяснять научные факты, [природные явления]. Все то, что добыто наукой о Земле (геологией) и другими науками, противоречит Библии. И вот попы(раввины), которые поученее, те стараются сейчас «доказать», что наука и религия друг другу не противоречат. Что им приходится для этого делать? Им приходится для этого подгонять, бук­вально за волосы притягивать, извращать факты. Но когда подходишь к изучению вопроса с исторической меркой, ког­да приводишь такие факты, как нами приведенный ассирий­ский рассказ о потопе, то здесь и слепой видит, что ника­кой священной истории в Библии нет, а есть лишь собра­ние сказаний, сложившихся в продолжение длительного времени у еврейского народа и у других народов [древнего мира], с которыми соприкасались в своей борьбе евреи. А такие же рассказы, т. е. воспоминания о наводнениях, были почти у всех народов. Только не все додумались до того, чтобы объяснять наводнение гневом бога, который сам же все создал, а потом раскаивается в том, что создал, и топит в потоках ярости все живое.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Тысячи лет люди не только довольствовались этими сказками в качестве объяснения мироздания, но и верили, что в этих сказаниях воплощается высший разум божест­венный. Но такая младенческая вера теперь не удовлетво­рит ни одного мыслящего рабочего, ни одного колхозника, который хочет познать истину до конца. Если первая по­пытка помочь разобраться в Библии хоть сколько-нибудь поможет познанию этой истины, я буду считать свою зада­чу выполненной. В дальнейшем я остановлюсь на всех сколько-нибудь значительных местах Библии, имеющих от­ношение к научному миропониманию или к объяснению яв­лений общественной жизни.

На главную